?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Конечно, он [Высоцкий] – безусловный талант. Но популярность его... Это социальное явление. Это не культурное явление. <...> На мой взгляд, причина успеха Высоцкого заключается в том, что колоссально изменилась демография и социальный слой того, что называется «слушающая публика». Советский Союз создал нацию зэков... То есть <...> они могли быть абсолютно свободные люди, сидящие дома... но эстетика была эстетика зэка. И вот эта вот эстетика зэка – он ее выразил со всей своей интеллигентностью, которая у него была, и тонкостью. Но вряд ли он мог быть популярен, скажем, когда слова «зэк» не существовало. Это, на мой взгляд, социальное явление, потому что если в России всегда... То есть с Петра Первого. Было две России – была Московия, такая вся, единоначалие, монолитность, потом возник Петр, возникла Европейская Россия. Европейская Россия создала европейскую культуру, которая на весь мир была. А в 1917 году первого европейца, по словам Пушкина, в Ипатьевском доме, а потом европейцев гоняли по улицам, потом их загнали в ГУЛАГ, отправили на философском пароходе подальше. И в 1937-38-39-м последних европейцев расстреляли. Осталась Московия с ее вкусом, вот, люмпена, подворотни, вот этого всего. И вот это социальное движение от Есенина к Высоцкому вполне логично. Мне лично Володя был близок как человек. Но как художник, вот, как певец, предположим, он никогда мне не нравился. Я это ему открыто говорил, и кто-то даже написал, что Володя реагировал как-то, что я сказал, что он мне не очень нравится. Ну, конечно, он выразитель абсолютно эпохи. Галич, все-таки, такой интеллигент-интеллигент. Понимаете? Окуджава тем более. Это такой Дом кино. <...> Это целый слой людей, которые хотели что-то слушать такое, чего не услышишь по советскому радио и телевидению. Но Высоцкий вывел совсем другой наружу пласт, он поэтизировал настоящего люмпена. Галич был не люмпен, он работал с иронией по отношению... Высоцкий вывел интеллектуального люмпена, такую, я бы сказал, «Трехгрошовую оперу» по-советски".

Posts from This Journal by “как художник художнику” Tag

  • Чуковский о Блоке

    А.А. Блок и К.И. Чуковский после вечера в Большом драматическом театре 25 апреля 1921 года. Фото М. Наппельбаума. "Я за всю жизнь…

  • Раневская о Маяковском

    «В Баку в 25-м году я увидела его в театре, где играла в то время. Он сидел один в одной актерской гримерной, в театре был вечер, его…

  • Константин Райкин о Петре Фоменко

    Из документального фильма "Фома. Поцелуй через стекло" (А. Авилов, 2007)

  • Встречи. Бродский и Высоцкий

    Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий. Нью-Йорк. Август 1977 г. Фото Леонида Лубяницкого. Опубликовано в журнале "Аврора",…

  • "Немцу это не может так понравиться"

    Отзыв Ф. М. Достоевского о художественной выставке 1873 года в Петербурге Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Холст, масло. 250x499 см.…

  • Пушкин о Державине

    "По твоем отъезде перечел я Державина всего, и вот мое окончательное мнение. Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка…

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
vit_alikum
Jul. 11th, 2013 02:18 pm (UTC)
он во многом прав. мне, например, Высоцкий совсем не близок. в юности вообще вызывал отторжение. я имею в виду песни, не роли в кино. они у меня вызывали что-то вроде ужаса. казались грубыми, блатными. только со временем некоторые песни стали нравиться.
a_fixx
Jul. 11th, 2013 02:48 pm (UTC)
К "блатной" песне Высоцкого можно по-разному относиться, наверное, но если бы была только она, вряд ли бы слава и любовь к нему имели такой феноменальный масштаб. Я думаю, это упрощение - объяснять всё "поэтизацией люмпена" и угождением "эстетике зэка". Как быть с тем откликом, который находила и до сих пор находит его гражданская, философская поэзия, лирика, сатира?
Я слушал Высоцкого с малого детства, бобинных записей не застал, зато пластинок уйма была - отец, кажется, ни одной не пропускал.

Edited at 2013-07-12 04:42 am (UTC)
tito0107
Jul. 19th, 2013 04:44 am (UTC)
"Но популярность его... Это социальное явление. Это не культурное явление."

В общем, да. Но причина не в нации зэков, мне думается...
a_fixx
Jul. 19th, 2013 04:51 am (UTC)
Согласен) Хотя отделить в таком явлении социальное от культурного - задача та ещё..
egovoru
Jul. 25th, 2013 01:38 am (UTC)
Что-то я тоже не поняла этого различия между "социальным" и "культурным" явлениями: по-моему, это просто очередная вариация на тему "зелен виноград"!

И причина великой популярности В., по-моему, вовсе не в том, что он "поэтизировал настоящего люмпена". У него был особенный талант передавать состояние человеческой души в критической ситуации. А критическая ситуация - это то, от чего никто из нас не гарантирован; более того, по этой самой причине в нас всех живет подспудный интерес к ней.

Edited at 2013-07-25 01:38 am (UTC)
a_fixx
Aug. 2nd, 2013 12:13 pm (UTC)
"Особенный талант передавать состояние человеческой души в критической ситуации". Интересно было бы углубиться в эту формулу :) В ней три составляющих. С "особенным талантом" не поспоришь. Что касается "передачи состояния человеческой души", то не в этом ли сущность любой поэзии вообще? То есть, если я вас правильно понял, специфика феномена Высоцкого кроется в третьем члене формулы - "критических ситуациях". По поводу критических ситуаций и интереса людей к ним вспоминаются рассуждения А. Митты из его книги "Кино между адом и раем". Он, ссылаясь на канадского психолога Ганса Серье, говорит о том, что организм человека нуждается в небольших порциях стресса, которые может дать, например, кино, подключающее зрителя к сопереживанию героям, находящимся в драматических ("критических"?) ситуациях. Возможно, отчасти это применимо и к поэзии, и к песне? (Отчасти, потому что, в отличие от драмы, поэзия не всегда строится на конфликте или "критической ситуации"). Интересно проследить, насколько в наиболее популярных песнях Высоцкого (мы же о феномене популярности говорим?) изображаются эти самые критические ситуации.
Вот результаты одного из опросов общественного мнения - http://fom.ru/kultura/10106. Согласно им, самые популярные - это "Песня о друге", "Кони привередливые", "Скалолазка", Песни из к/ф "Вертикаль" ("Прощание с горами", "Вершина"?), "Утренняя гимнастика", "Охота на волков", "Диалог в цирке", "Парус", "Чужая колея", "Жираф" и т. д. С точки зрения наличия "критических ситуаций" список неоднороден. Есть юмористические, которые вряд ли можно отнести к "критическим". "Прощание с горами", "Песня о друге" тоже под вопросом...
Возможно, феномен Высоцкого на то и феномен, чтобы на нём сходилось несколько дорог народной любви, и ваша формула описывает только одну из этих дорог?
egovoru
Aug. 2nd, 2013 12:40 pm (UTC)
"Ваша формула описывает только одну из этих дорог?"

Разумеется. Даже, может быть, именно эта дорога - не самая протоптанная: мне, например, приходилось слышать восхищение по поводу лирического дарования В. Популярность юмористических (сатирических?) его песен тоже не удивительна, равно как и песен из кинофильмов - но это последнее, скорее всего, просто механическое следствие самой трансляции, а не отражение народного предпочтения.

Но мне лично, при всей моей любви к, скажем, "Бермудскому треугольнику", такие песни, как "Я вышел ростом и лицом" кажутся наиболее значительными в творчестве В. И я разве что призываю обратить вномание на эту его сторону, не более того.

А Ваш пост позабавил меня высказываниями Кончаловского - они мне не попадались раньше.

a_fixx
Aug. 5th, 2013 06:24 am (UTC)
Мне это высказывание Кончаловского тоже поначалу показалось сомнительным, но, отвечая на ваш предыдущий комментарий, вдруг подумал, что есть и в нём что-то справедливое, только это опять же описание одной из дорожек (и тоже не самых протоптанных). Может, талант Высоцкого в том числе в том, что он умел видеть человека и в люмпене.

С вашей подачи переслушал "Я вышел ростом и лицом" :) Больше всего первая строфа нравится. Ритмика и звук невозможно заразительные:
"Спины не гнул - прямым ходил,
И в ус не дул, и жил как жил,
И голове своей руками помогал."
egovoru
Aug. 5th, 2013 12:17 pm (UTC)
"Может, талант Высоцкого в том числе в том, что он умел видеть человека и в люмпене".

Несомненно - по крайней мере, для Кончаловского. Мне же просто не бросается в глаза, что В. писал именно о люмпенах - я даже с ходу не могу вспомнить ни одного примера! А Вы? Наоборот, у него речь, как правило, идет о трудягах: "Я вчера закончил ковку, я два плана залудил" и т.д. Возможно, К. под словом "люмпен" подразумевал "простого человека" вообще.

А в "Мазе" первая строфа - точно, блеск, но мне все же самым важным там кажется: "Я зла не помню - я опять его возьму".
a_fixx
Sep. 25th, 2013 05:43 am (UTC)
Думаю, Кончаловский под "люмпеном" мог иметь в виду не слишком образованного, не слишком культурного человека, оторванного от корней, живущего сегодняшним днём, насущными проблемами, а сюда могут попасть и "трудяга", и безработный, и алкоголик, и хулиган, и бывший заключённый. Вот тот же герой из "Маза", он же отсидевший, пусть и по доносу, но мы о нём мало что знаем, кроме показанного случая, где он свою порядочность проявляет. Наверное, есть более яркие примеры: "Ой, где был я вчера", "Про речку Вачу и попутчицу Валю", "Тот, кто раньше с нею был", "Песня про стукача" и т. п.
egovoru
Sep. 25th, 2013 01:02 pm (UTC)
Да, "третий месяц а бичую" - это, точно, написано от лица люмпена.

Я вообще-то не имею ничего против приписывания В. христианской добродетели ("кто из вас без греха, первый брось на неё камень") - мне и самой кажется, что В. был выраженно добрым человеком.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono