?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Ваза жнецов"
Сосуд из виллы в Агиа Триаде. 2-я половина XVI в. до н. э.
Археологический музей, Ираклион.




(Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. - М.: Наука, 1972).



"Предполагают, что тут изображены работники, направляющиеся на сбор урожая оливок. По другому предположению, это земледельцы, идущие на весенний сев, с мотыгами, украшенными ивовыми ветвями. Какая именно из сельскохозяйственных работ здесь изображена, в конце концов, не важно. Несомненно одно — она являлась праздником, сопровождалась особым ритуалом. Во главе шествия идет человек, одетый в широкий чешуйчатый плащ — вероятно, церемониальную одежду. Среди земледельцев выделяется группа из трех певцов, перед которыми идет четвертый с музыкальным инструментом — систром — в руках. Их широко открытые рты, напряженные лица показывают, как ревностно они исполняют свои обязанности. Не менее выразительны и рядовые участники процессии; некоторые из них подтягивают певцам, другие сосредоточенно или с улыбкой слушают их исполнение. Несмотря на условность, свойственную критскому искусству, — изображение глаза в фас при профильном положении лица, — эти головы чрезвычайно индивидуальны; возможно даже подметить возрастные различия. ... фон совершенно скрыт под фигурами, располагающимися в два, три и даже четыре ряда. Здесь единственный раз в критском искусстве мы видим правильное расположение стоящих друг за другом фигур; изображение приобретает глубину. Вполне закономерно предположение, что мастер, сделавший этот сосуд, воспроизвел на нем какой-то оригинал, созданный в монументальном искусстве, может быть, какой-нибудь живописный фриз. Критский камнерезчик с большим мастерством сумел приспособить этот фриз к украшению сосуда: шествие, развертывающееся по его поверхности, подчеркивает округлость его форм, не перерезанных ручкой. Фигуры расположены на самой широкой части вазы, плечики ее заняты похожим на орнамент изображением орудий. Несомненно, эта ваза должна быть отнесена к числу наиболее замечательных произведений художников Крита" (Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. - М.: Искусство, 1972).


Ю. В. Андреев видит в шествии, изображённом на "вазе жнецов", не просто зарисовку рядовых сельских будней критян, а обрядовое действо, сцену бурного экстатического танца, коллективное приобщение к ауре божества, с одной стороны, восходящее к эпохе первобытнообщинного строя, а с другой - напоминающее оргии служителей греческого Диониса и малоазийской Кибелы более позднего времени (см. Андреев Ю. В. Между Евразией и Европой // В ожидании "греческого чуда". - СПб., 2010). В другом месте он отмечает в этой сцене "атмосферу праздничной эйфории и беззаботного веселья, идущую от полноты жизненных сил и оптимизма молодой, только что поднявшейся из мрака первобытной дикости цивилизации", которая сближает минойское искусство с греческим (Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. - СПб., 1998).

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono