?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


С. Онучкин. Горка. 2013.
Холст, масло. 450x200 см.

Выставка молодого московского портретиста Сергея Онучкина, которая проходит в Национальной галерее Республики Коми, представляет мифологический образ живой исконной Руси, свято сохраняющей древние традиции в современной деревне, вот, в частности, в селе Усть-Цильме на северной окраине нашей огромной страны.

Полыхающие красно-зелёные парчовые наряды, которые раз в год достаются из сундуков, кухонная утварь, предоставленная музеем для натюрморта, – всё это прекрасно работает на изображение подчёркнутой самобытности усть-цилёмов. В аннотациях к картинам очень много сказано про духовность, сохранение традиций, семейные устои, Древнюю Русь, про открытость и щедрость усть-цилёмов... Всё это вполне может впечатлить чувствительного зрителя.


С. Онучкин. Крестьянская трапеза. 2013.

Однако, за этим «потёмкинским» фасадом остаётся общая для сельской России депрессивность, отсутствие работы, повальный алкоголизм, а также черты уже специфически усть-цилемские: суровая патриархальность семьи (в то время как на картинах преимущественно женщины), староверческие суеверия (особенности веры усть-цилёмов в описаниях картин и статьях, посвящённых выставке, аккуратно обходятся стороной).

Конечно, надо отталкиваться от творческой задачи, и, вероятно, она состояла не в том, чтобы по-настоящему разобраться в замысловатом переплетении в жизни Усть-Цильмы современных проблем села и древней, чуть ли не языческой, культуры, а ограничивалась «передачей образа необъятной Руси, нашей национальной самобытности», по словам самого автора.


С. Онучкин. Душа Усть-Цильмы. 2013.

Интересно, что при всей отмеченной парадной мифологичности талант молодого художника даже вопреки его творческой воле позволяет заглянуть в «тёмную» сторону усть-цилемского характера. Так, в работе «Душа Усть-Цильмы», которая стала «лицом» выставки, за пристальным взглядом девушки, её широкой улыбкой и прямой позой со скрещенными руками при всей внешней «открытости, щедрости и гостеприимстве», о которых ласково сообщает аннотация, ощущается затаённая и подлинная неуступчивость, настороженность и обособленность.

Posts from This Journal by “выставки” Tag

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
egovoru
Feb. 15th, 2015 03:23 pm (UTC)
Да уж, какая там "открытость": такая поза, со скрещенными на груди руками, воспринимается как раз как закрытость, отторжение (вот, например: "Руки скрещены на груди - отгораживание от кого-то или чего-то, не признаваемого, выражение отрицательного отношения".

Так что здесь то ли сам художник, то ли комментаторы попали впросак ;)
a_fixx
Feb. 15th, 2015 03:35 pm (UTC)
В аннотации говорится, что эта поза - поза молитвы усть-цилемских староверов, означающая готовность к сохранению и защите семейных устоев (привожу по памяти :)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono