?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



К теме: Первобытное искусство




"Венера Виллендорфская". Ок. 25-28 тыс. л. н.
Известняк. 11,1 см. Музей естествознания, Вена

Найдена в 1908 году в австрийской деревне Виллендорф, по названию которой и получила своё имя. Это одна из наиболее ранних скульптур, изображающих человека, и самая известная из так называемых "палеолитических венер", как прозвали эти женские фигурки, предполагая в них изображение божества, связанного с деторождением и плодородием. У некоторых из них (далеко не у большинства) заметно выражены половые органы, которые также находят нарисованными или выбитыми на стенах пещер, - это дало повод ряду специалистов предполагать, что функция статуэток могла отражать скорее сексуальные фантазии, нежели потребности в деторождении. (А почему, собственно, должно быть только одно значение?) Среди авторов начала XX века было популярно мнение о них как о "пластическом выражении пылкого, эротического лепета, первобытной похоти" и даже "дилювиальной <ледникового периода> порнографии".

Впрочем, большинство исследователей сходятся на том, что доподлинно установить значение "венер" вряд ли возможно (и это проблема интерпретации любых изображений дописьменных культур): их контекст практически не известен, логику первобытного мышления нам понять чрезвычайно трудно, а форма сама по себе не позволяет судить о назначении произведения. Тем не менее, что-то всё же сказать о них можно. Как правило, они не не передают индивидуальных черт, что позволяет говорить об изображении не реальной женщины, а абстрактно-обобщённой идеи (впрочем, даже и здесь единого мнения нет; так, Antropogenez.ru сообщает, что "венеры" "вероятно, являются портретами конкретных людей, а по мнению некоторых археологов – даже автопортретами"). Поверхность многих из этих статуэток гладко отполирована, что говорит об их частом использовании человеком. Большинство из них небольшого размера и помещается в ладони, у них нет стоп и они явно сделаны не для того, чтобы стоять в каком-то постоянном месте. Многое указывает на то, что их носили с собой.

"Виллендорфская Венера" изначально была выкрашена охрой. Фигура её симметрична и полагают, что форма её тела (увеличенные живот, грудь и голова) обусловлена природной формой самого камня. Пупок, центральная точка композиции, — тоже естественное углубление в заготовке. Как и у большинства "венер", у неё нет черт лица. Зато тщательно проработаны волосы (или это может быть шапка из тростника). У неё очень тонкие руки, которые она сложила поверх груди. Кисти рук едва видны, но можно различить пальцы.


Венера Виллендорфская. Деталь

"Виллендорфская Венера" являет собой как свидетельство безусловного мастерства древних художников, так и воплощение тайны всякого Начала, в этом случае - начала искусства.


Венера Виллендорфская. Вид сбоку




Микролекция с сайта khanacademy.org. 2012
(доступны русские субтитры)



Источники

Материалы сайта Khanacademy.org.
Материалы сайта Антропогенез.ру.
Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
Холлингсворт М. Искусство в истории человека. - М., 1993.
Шер Я. А. Первобытное искусство. - Кемерово, 2006.

Posts from This Journal by “первобытное искусство” Tag

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
livejournal
May. 2nd, 2017 03:31 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono