?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По большому счёту

Вот так доживёшь до тридцати, скажем, лет, а какие-то очень важные вещи остаются всё ещё не сформулированными для себя. При том, что идёшь вроде бы и в нужном направлении, но как-то бессистемно, то подолгу топчась на одном месте, то отбегая в сторону за вспорхнувшим интересом, то возвращаясь назад, упустив что-то в пройденном.

Хорошо бы в такую минуту наткнуться на знак, табличку, записку, нацарапанную на дереве. А лучше, как в компьютерных RPG, отыскать комнату, где раскрыт на нужной странице огромный том, и в томе том (тум-тум, там-там) очень нужные и мудрые слова.

По прочтении понимаешь, что эти мудрые слова и даже некоторые мысли, в общем-то, зарыты были вовсе и не глубоко. Что-то ты знал, о чём-то догадывался, к чему-то должен был прийти рано или поздно. Но том тот (тум-тут, там-тат) дал нечто большее, чем отдельные мысли - дал общую, целостную картину, имея которую перед глазами, можно смело плестись на новый уровень за новыми артефактами.

Понятие целостного восприятия является как раз чуть ли не центральным в приводимой ниже видеолекции эссеиста и поэта Алексея Машевского из его курса по европейской литературе.

У неё (лекции) длиннное и наукообразное название - "Искусство как духовное, контекстуальное явление. Феномен духовности как рефлективно-смысловой установки поведения человека". Длится лекция два часа, и я позволил себе составить небольшой конспект, содержащий основные её тезисы:

1. Современная цивилизация переживает информационный хаос сродни тому, который испытало человечество на заре своего становления. Тогда его спасло изобретение культуры. Теперь же само культурное пространство становится стихийным и необузданным.

2. Усугубляет кризис наукоцентричное образование и наукоцентричный взгляд на окружающий нас мир, ставшие абсолютно господствующими и претендующие на то, чтобы считаться единственно достоверным способом познания. Основной дефект научного знания - отсутствие целостного восприятия мира.

3. Существует альтернативная и принципиально иная система работы с информацией, это синтетический взгляд, который даёт искусство. В отличие от научного аналитизма искусство работает не с описаниями, а с мифологемами, которые задают матрицу, модель явления, с которым ты имеешь дело.

4. Искусство существует не для развлечения, не для того, чтобы вызывать эмоции. Оно точно так же, как и наука, описывает и помогает понять окружающий мир и нас самих в этом мире, только делает это другим способом.

5. Человек отличается от животного наличием рефлексии, наличием духовной природы. Человек одновременно пребывает в двух мирах - телесном и смысловом.

6. Пространство смыслов, хотя и нематериально, но столь же реально, как и пространство физическое. А искусство как раз и представляет собой глобальную карту этого смыслового пространства. Всё, что касается смыслового пространства, обнаруживается одним датчиком – душой человека, и описывать его, настаивать на его присутствии можно, только опираясь на свой опыт.

7. Трагедия человека в том, что по своей ограниченной физической природе он не может соответствовать собственным же идеальным представлениям. Вследствие этого несоответствия возникает вина, которую снять в принципе невозможно (первородный грех). Культурологически всю человеческую историю можно рассматривать, как целую цепь попыток всевозможными способами эту вину с себя снять.

8. Важнейшее свойство искусства – способность вызывать катарсис. Искусство даёт возможность на какое-то время избавиться от детерминированности инстинктами и собственной телесности, свободно думать, оценивать, мечтать. Катарсис - это эмоция, возникающая по поводу смыслов и осмысленная. Вы вдруг ощущаете, что вас пронзило понимание, не рациональное, понимание целокупности мира, какого-то его устройства, красоты.

9. Оценить, прочитать художественное произведение можно только в рамках огромного контекста искусства, его языка. Язык этот потенциально доступен всем, и язык этот не знает почти никто, а в наше время тем более. Трагическое же обстоятельство заключается в том, что для того, чтобы быть людьми, чтобы ориентироваться в этом смысловом мире, нам действительно нужно знать контекст. Знание искусства – это не специфическое профессиональное знание, это знание, которое необходимо каждому человеку.


Послелекционные размышления натолкнули на ещё одну спасительную мысль. Если от животного мы отличаемся наличием духовной природы, то при эволюционном развитии обязательно были бы какие-то промежуточные стадии (например, животные с зачатками духовности). Переход, однако, как можно заметить, вполне резкий. Этого эволюционная теория не объясняет. В таком разе может статься, что природы наши с братьями меньшими различны совершенно, и есть надежда, что существование человека и то, что мы называем смертью, протекает иначе, чем у остальных живых существ. Так чего доброго и в бессмертие души уверуешь.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
Alexei Mashevski
Feb. 24th, 2012 11:24 am (UTC)
Вы все правильно поняли.
И на бессмертие можно рассчитывать. Только оно на то и бессмертие, что не во времени, следовательно, не когда-то "потом", полсе смерти, а уже сейчас. Каждый раз, когда преодолевая обусловленность своей телесностью, мы попадаем в пространство смыслов.
a_fixx
Feb. 24th, 2012 12:13 pm (UTC)
Алексей Геннадьевич, спасибо за ваш труд!

Получается, это совсем не то бессмертие, которого бы все так хотели :) А своего рода возможность "побыть бессмертным" некоторое время (или заглянуть туда, где нет ни времени, ни смерти?). Но это "побыть" или "заглянуть" всё равно имеет свой срок. Что, наверное, справедливо. Иначе, действительно, получилось бы, как вы пишете, что "людям Бог, в сущности, нужен лишь для бессрочной пролонгации существования".
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono