?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



О проекте "Человеческий минимум"


Съёмки фильма "Апокалипсис" (2006). Режиссёр Мэл Гибсон и непрофессиональные актёры майя, потомки древней цивилизации.

Перед дилетантом всегда стоит проблема времени. Не просто – времени не хватает, дескать, других дел невпроворот, а скорее как у Ипполита из "Идиота" Достоевского: "Еще до синтаксиса не дойду, как помру", – и учебник греческой грамматики летит под стол. Впрочем, ведь любой человек, в чём бы он ни был специалистом, в самом главном, в отношении к жизни – дилетант и практик одновременно. Положение не из лёгких: с одной стороны, бесконечно расширяющийся с каждым новым знанием круг незнания (ещё и скорби, по Экклезиасту), с другой – необходимость жить в ограниченном времени, следуя своему заведомо неполному знанию.

В познании, если под ним подразумевать не просто накопление информации, а понимание сути вещей и удержание этого понимания, дилетанту, по-видимому, нужно идти от целого к частному, от общей картины к всё большему прояснению деталей. На самом деле, вероятно, всё посложнее – чтобы достичь глубины, приходится быстро менять масштабы, ракурсы и фокусировку, но какая-то исходная модель целого должна всё-таки присутствовать. Если интересует география планеты Земля, то сперва, возможно, стоит взглянуть на неё из космоса (повертеть земной шарик в Google Earth?). Если браться за историю, то почему бы не начать с краткой, очень краткой истории.

Научно-популярные и публицистические опыты такой спрессованной истории мира и человечества, доступные на русском языке, насколько можно судить, немногочисленны, но выбор всё же есть.

В американском фильме "История Земли за 2 часа" (имеются в виду, наверное, академические часы – фильм идёт 1 ч. 28 мин.) центральным понятием выбрана энергия, которая была создана Большим взрывом и до сих пор определяет нашу жизнь. История человечества при таком подходе предстаёт историей борьбы за существование, за потребление всё большего количества калорий, за размножение. "Главный сюжет истории жизни – это конкуренция за энергию", – говорится в фильме. О достигнутых человечеством результатах с гордостью сказано: "Мы научились использовать в 50 тысяч раз больше энергии, чем наши предки всего 10 тысяч лет назад". Взгляд оптимистический, хотя и очевидно ограниченный (но в том и штука – кто пишет предельно краткую историю, ограничен уже самой этой краткостью: в рассказе, в отличие от романа, есть только одна сюжетная линия). К достоинствам фильма можно отнести то, что он постоянно связывает жизнь человечества с "жизнью" всей Вселенной – звёзд, планет, химических элементов, природы, помогая избавиться от дурного антропоцентризма. При отсутствии в фильме каких бы то ни было религиозных или философских мотивов само переданное ощущение единства человека с космосом, наличия каких-то общих законов для звёзд, молекул и людей выводит к предельным вопросам, которые, возможно, и не охватывались замыслом авторов.

Два часа не предел. На YouTube есть смонтированное из подобных научно-популярных фильмов добросовестное видео с поясняющими титрами, в котором за 10 минут проносится история Вселенной и Земли до момента возникновения человека.





Безусловно, пристального внимания заслуживает книга австралийского историка Джеффри Блэйни "Очень краткая история мира. Заметки на полях истории человечества", написанная в 2004 году, в которой на менее чем 500 страницах охватывается период со времени расселения человека за пределы Африки до наших дней. Автор уделяет особое внимание научным и техническим изобретениям, мировым религиям, географическим открытиям, намеренно избегает европоцентризма, отдавая должное истории Китая, Индии, Америки, Австралии, даже Новой Зеландии. Один из главных сюжетных мотивов книги – постоянно сокращающийся мир – приводит к закономерному предположению-мечте о едином мировом правительстве, в которое, правда, в свете текущих политических событий мало верится. Гуманистический посыл автора книги несомненен, но подводя итог переменам, произошедшим с человеком за тысячелетия он не столь оптимистичен, как создатели фильма "История Земли за 2 часа": "Ни одна из этих глубоких перемен не изменила ни человеческой воли, ни человеческих тревог, ни человеческого стремления либо к свободе, либо к конформизму. Многочисленные победы науки и техники затронули по преимуществу лишь поверхность жизни. В нашу эпоху массового производства в деревне и в городе легче удовлетворить желудок, чем разум. Легче излечить болезни, чем исправить человеческое поведение и прекратить войны".

Книгу Блэйни дополняет более энциклопедическая "Краткая история мира" Алекса Вульфа (2008), изобилующая иллюстрациями и подробными хронологическими таблицами. Авторский голос в ней не так отчётлив, но как справочник она весьма информативна.

Среди русскоязычных авторов попытку изложения в сжатом виде и осмысления мировой истории предпринял историк и футуролог Игорь Бестужев-Лада ("Очень уж краткая история человечества", 2007, 224 с.). Правда, рекомендовать эту книгу не осмелюсь. В ней излагается много упрощённых, стереотипных, а то и вовсе неверных представлений, наследуемых в том числе от марксистской науки (о матриархате в первобытном обществе, о нещадной эксплуатации рабочих на строительстве в Древнем Египте, о "грубом произволе и насилии феодала, освящённом принудительными схоластическими догмами религии" в Средневековье и т. д.). История XX века в книге почти полностью свелась к истории СССР и чем дальше, тем тенденциознее становится изложение. Понятны переживания автора по поводу "распада великой державы", но вся эта навязшая в зубах риторика – плевки в сторону "Запада", оскорбительные замечания по адресу сошедших с политической арены деятелей и дифирамбы действующему главе государства – мало того что просто недостойна учёного, так и не слишком уместна в работе о мировой истории. Под занавес автор доходит, видимо, до своей основной идеи – о сокращении численности населения Земли, необходимом для выживания человечества, при этом требование не продлевать жизнь безнадёжно больным замечательным образом завершается проповедью Дружбы и Любви (с большой буквы).

Той же утомительной риторикой, что и в книге И. Бестужева-Лады, только с ещё более крепкими выражениями типа "холуйствующих сателлитов Запада" (про Польшу и прибалтийские государства) наполнена статья марксистского историка Юрия Семёнова "История человечества от возникновения до наших дней в предельно сжатом виде с ещё более кратким прогнозом на будущее" ("Философия и общество", № 3/2009).

Стоит отметить эссе либерального православного священника Якова Кротова "История человечества в самом сжатом очерке", действительно очень краткую историю человечества, около 3000 слов. Автор идёт к определению истории человечества как бы апофатически, последовательно отвергая понимание её как истории изобретений, истории выживания, истории мирного сосуществования людей и государств и приходя к следующему выводу: "Сегодня история – это прежде всего история человека как существа, созданного для общения, осуществляющегося в общении". По мысли автора, общение это должно быть основано на личных отношениях с Богом, на стремлении к любви и свободе, и, кроме того, "история есть победа над животным в человеке, над усталостью и цинизмом". Мне эти идеи довольно близки, однако если речь именно о человечестве в целом, то стало ли оно более человечным, свободным и любящим в ходе своей истории? Наверное, говорить о развитии в таких вещах, которые достигаются прорывами, озарениями, затруднительно.

Строго говоря, последние две упомянутые работы сосредоточены не столько на отдельных, пусть даже ключевых, событиях истории, сколько на осмыслении исторического развития в целом, т. е. тяготеют к философии истории (религиозной, в случае Я. Кротова), но раз мы начинали с необходимости понимания и осмысления, то подобные опыты тоже не посторонние в теме обзора. В контексте этой темы интерес представляют и взгляды на историю человечества петербургского культуролога Алексея Машевского. В концентрированном виде они сформулированы, например, в эссе "О расчеловечивании". А. Машевский понимает историю человечества как "историю повышения рефлективности сознания, расщепляющей мировосприятие". Такое понимание напрямую связано с идеей о "трёхипостасности" человека как существа телесного, социального и духовного (подробнее см., например, статью "О духовности и её типах"). Человек, согласно этому подходу, проходит путь от телесной духовности первобытного дикаря, когда всё его существование одновременно и утилитарно и духовно, через принудительную, автоматическую духовность в Средневековье, где человек осуществляет свою духовность через социальные институты и обряды, к автономной духовности Нового времени, индивидуальному пути и ответственности каждого за своё пребывание в смысловом поле.

Подумалось, что вообще это полезно - написать свою очень-очень-очень краткую историю человечества, скажем, в тысячу слов, чтобы отрефлексировать ту исходную модель целого, о которой говорилось. Эта модель неизбежно выразит в концентрированном виде и мировоззренческие установки "историка", поскольку ему придётся отбирать по каким-то критериям важнейшие события и выстраивать единый сюжет. Думаю, написание подобной "истории" может быть хорошим опытом отделения зёрен от плевел и инструментом самопознания. Пожалуй, вместо визитки я бы просил предъявить свою кратчайшую историю мира. Сразу понятно, с кем имеешь дело.

Posts from This Journal by “человеческий минимум” Tag

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono