?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Типичный тосканский пейзаж на фреске Амброджо Лоренцетти "Плоды доброго правления в деревне", XIV в.

Павел Муратов особо выделял в пейзаже Тосканы горизонт, который "всегда твердо и тонко ограничен уходящими одна за другую линиями невысоких гор. Таким должен быть горизонт в отечестве великих художников. Нашей неопределенной грусти, невыплаканной жалобы наших лесов и оврагов здесь нет. Мир здесь таков, каким создал его Бог, даровавший людям плодовые деревья, вино и хлеб, даровавший не только заповедь труда и бремя забот, но и сильные, крепкие, как осенний воздух, радости, светлый и легкий гений искусства".

Хотя фотографиями с видами весенней Тосканы я не запасся (виды, разумеется, чудесные, но это хлеб фотоблоггеров; хорошая серия снимков, например, у satorifoto), надеюсь, утончённая красота здешней природы всё равно явит себя, например, так, как на фреске Амброджо Лоренцетти и у других художников, которых, как можно будет увидеть, она интересовала подчас больше основного, предписанного заказом сюжета. Это, кстати, отдельная интересная тема: может быть, как раз здесь зарождался интерес к пейзажу, осознание красоты природы (да и в самом деле, где, если не в Италии и если не в Тоскане?). Уже после того, как были написаны предыдущие строки, при беглой попытке узнать, что думают насчёт появления пейзажной живописи специалисты, с приятным удивлением обнаружил у Кеннета Кларка ("Пейзаж в искусстве") следующее: "...Именно в сиенской живописи следует искать ощущение красоты природы... И мы находим его в творчестве Симоне Мартини и братьев Лоренцетти. Самые ранние из дошедших до нас пейзажей в современном понимании этого жанра мы находим на фресках Амброджио Лоренцетти «Аллегории доброго и злого правления»". Значит, мы на верном пути.

Впрочем, красотами природы в то время интересовались единицы. Об общем отношении к ним в Европе XIII века Жак Ле Гофф замечает: "В ту эпоху не любовались ни горами, ни побережьями, не существовало еще даже самого понятия пейзажа, так что из всего географического разнообразия средневековые европейцы имели возможность восхищаться только городами". Что ж, восхищаться городами и памятниками искусства входило и в цели нашей поездки.

Это третий мой выезд в подобные авторские туры петербургского лектора Алексея Машевского, который нередко упоминается в этом журнале. Предыдущие два были в Рим и Грецию; надеюсь, когда-нибудь дойдут руки и до них, а пока по свежим следам хотелось бы собрать впечатления от Тосканы и разобраться в увиденном.

1. Тоскана на карте Италии.
2. Карта поездки

На карте поездки выделены посещённые места. Видно, что была немного "задета" и соседняя область, Умбрия (города Перуджа и Ассизи), в то время как не охваченной осталась северная часть Тосканы – Флоренция, Пиза, Лукка (им была посвящена отдельная поездка прошлой осенью, в которой мне, к большому сожалению, поучаствовать не удалось).

Домиком на карте обозначена наша "база" - отель "Tenuta di Ricavo", тоже заслуживающий нескольких слов, хотя бы потому, что он представляет из себя бережно переоборудованную виллу XIV или XV века и тем самым уже входит органичной частью в тот образ средневековой Италии, который мы пытались разглядеть и понять. Отель находится вдалеке от трассы и окружён заповедником. Каждое новое утро путешествия начиналось здесь, с пенья неизвестных птиц ("дрозд щебечет в шевелюре кипариса"?) и беззаботного солнца, потягивающегося над зелёным океаном (холмы – застывшие волны). Задним числом думается, что эти неизменные ранние утра посреди просыпающейся природы, не догадывающейся о твоём присутствии, выполняли и практическую функцию, освежая всякий раз сознание перед предстоящими впечатлениями подобно тому, как имбирь (о, непростительное гастрономическое сравнение) очищает вкусовые рецепторы для лучшего различения оттенков нового блюда.



Земля, которую нам повезло увидеть, в древности была Этрурией. Три из посещённых городов (Вольтерра, Ареццо и Перуджа) входили в этрусскую конфедерацию двенадцати главных общин и в своё время были подчинены Римом. Известно, что этруски были гениальными строителями и учителями римлян в этом деле, а в искусстве сами испытали сильное влияние греков. Впрочем, о культуре этрусков распространяться здесь будет лишним – в кругу интересов поездки она всё же обреталась на периферии.

Этрурия (VIII-VI вв. до н. э.)

Часть современных городов возникает в римскую эпоху (Лукка, Флоренция, Сиена), другие, и они, как правило, меньше, – в разное время уже в средние века (Сан-Джиминьяно, Пьенца, Сансеполькро). В раннем средневековье тосканскими территориями, как и землями во всей Европе, управляли епископы. С IX века Тоскана вошла в состав Империи Карла Великого, при его преемниках здесь создаётся Тосканская марка, и управление переходит к графам. В 1115 году умирает владелица этих земель Матильда Тосканская, завещавшая их римской церкви, и это становится отправной точкой как для борьбы императоров и пап за Тоскану и беспрерывных междоусобиц, так и для бурного развития местных городов и обретения ими независимости.

В XI–XII веках во многих итальянских городах создаются самоуправляющиеся коммуны во главе с представителями знати. Сильнейшие из них подчиняют окружающую территорию, становясь городами-государствами. В городах живут не только купцы и ремесленники, но и итальянская знать, в то время как в остальной Европе дворяне живут в укреплённых загородных замках. Ведётся непрестанная борьба за власть между кланами в городах и между самими городами.

Тосканская марка, конец XI в.

Италия надолго (до 1870 года) остаётся разделённой на множество государств, но именно при этой "раздробленности" (которую, вероятно, правильнее называть "полицентризмом городов") развивает кипучую энергию и достигает к XIV веку такого уровня экономики и культуры, какого не знала остальная Европа. С другой стороны, именно внутренняя разобщённость мешала Италии успешно противостоять внешней угрозе, исходящей от Франции, Испании и Священной Римской Империи. Пример итальянских городов (как, например, и древнегреческих полисов) серьёзно усложняет расхожее представление о том, что "раздробленность" страны – это безусловное зло, а "собирание земель" – обязательное благо.

1. Экспансия Сиенской республики в XII—XV вв. (Года присоединений территорий указаны красным, года потерь — синим.)
2. Экспансия Флоренции в XIV—XV вв.

В Тоскане борьбу за влияние длительное время вели Флоренция и Сиена, и если в политической и в торгово-финансовой сфере к середине XIV века Флоренция одерживает верх, то в искусстве на протяжении всего XIV века Сиена далеко впереди.

Так от исторического контекста получилось вернуться непосредственно к поездке, поскольку первым пунктом программы шла именно Сиена, и на знакомство с ней отводилось целых два дня.



Вид со смотровой площадки Сиенского собора.

Продолжение следует...

Recent Posts from This Journal

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono