?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кино и немцы


О фильме "Наши матери, наши отцы" (реж. Филипп Кадельбах, 2013)

Когда в 2013 году трёхсерийный фильм "Наши матери, наши отцы" показали по немецкому телевидению и о нём прослышали в России, то, разумеется, без скандала и даже некоторой истерики не обошлось. Особенно глубокие аналитики называли фильм не иначе как "глумлением над многомиллионными жертвами нацизма и попыткой его реабилитации". Одни заголовки возмущённых статей чего стоят: "Показное благородство кровавых захватчиков", "Обыкновенный фальшизм", "Необыкновенный фашизм" и т. п. Даже МИД РФ по наводке доброжелателей направил официальное письмо послу Германии о "неприемлемости попыток ставить на одну доску совершенные на территории СССР массовые зверства гитлеровских войск и имевшие место отдельные эксцессы со стороны советских военнослужащих, строго каравшиеся военным руководством". Российское военно-историческое общество хватило ещё выше в своих оценках происходящего: "Фактически в Германии предпринята попытка пересмотра решений Нюрнбергского трибунала"...

Впрочем, вся эта пена быстро схлынула, и не было, наверное, нужды поднимать её снова, но не устаёшь поражаться человеческой слепоте. Где ж они там рассмотрели "глумление" и "реабилитацию"? В том, что немецкие солдаты в фильме не очень понимают, за что они воюют? Или в том, что некоторые из них показаны как живые люди, а не как привычные и удобные карикатурные нелюди в касках? А вот "доска", на которой уравнены зверства и гитлеровских, и советских войск (как ни отворачивайся от фактов, но зверели все), в фильме, может быть, и есть. Эта "доска" называется войной, и антивоенный пафос – главное в картине; даже прямым текстом, устами одного из героев сказано: "Война действительно вытаскивает наружу всё самое плохое в человеке". Не бог весть какое мудрёное кино, там всё очень отчётливо, но это работает. Сказать, что фильм способен у российского зрителя вызвать подлинное сочувствие к главным героям, среди которых двое – солдаты Вермахта, – может для кого-то звучать почти кощунственно, но так и есть.



Наверное, эта картина – вообще хорошая проверка на настоящую толерантность, умение выйти за узконациональные, даже узкоисторические границы. С какой-то высокой точки обзора - на эту точку зритель, правда, должен выйти самостоятельно, поскольку его-то как раз погружают в гущу происходящего, что подчёркивается и динамической съёмкой, - а с высокой точки видно, что любые войны происходят из-за глупых, пустых причин - амбиций политиков, вражды к чужакам, жажды самоутверждения (причём борьбы сил Света и Тьмы, как многим хочется это представлять, не получается, замарываются все: во Второй мировой был и Мюнхенский сговор, и раздел Польши, были бомбардировки Дрездена и Хиросимы), и гибнут обычные люди, у которых нет никаких по-человечески веских причин убивать друг друга. Вот это бы понять, что у войны и насилия не может быть оправданий (защитой национальных интересов или чем бы то ни было; любое нападение прикрывается защитой чего-то), а не тарахтеть о клевете и фальсификации.

Так что "Наши матери, наши отцы" – это отнюдь не про то, что немцы не виноваты, и Максим Кантор не по адресу направлял остриё своей статьи. (В этой статье, кроме прочего, одна странная фраза обратила на себя внимание: "Разница в убеждениях определяет благородство поступка, а иначе было бы все равно: отдать жизнь, работая врачом в чумном бараке или помереть, объевшись пельменями". Положим, "помереть, объевшись пельменями" – это и не поступок вовсе, а факт биологический или медицинский. Разница в убеждениях имеет, конечно, значение в некоторых (не самых важных) аспектах, но когда дело доходит до конкретного поступка, может ни черта не стоить. Закоренелый националист может спасти врага, а неисправимый либерал может предать друга. Никогда убеждения не мешали людям совершать благородные или чудовищные поступки. И подвиг, и преступление – дело предельно конкретное, причём возможное только там, где есть нравственный выбор, поэтому насчёт существования коллективных подвигов или преступлений у меня есть серьёзные сомнения, но это отдельная тема.) Немцы про свою вину знают лучше нашего. А порядочный человек, христианин тем паче, не станет другого бесконечно втаптывать в его вину, скорее, о своей будет помнить.

О художественной стороне фильма немудрено забыть в такой заварухе, когда враг затеял очередной подкоп под нашу Великую Историю. Конечно, это сериал, но с хорошей драматургией. Как в классическом романе-саге, герои постоянно сталкиваются, будто не на огромном пространстве от Берлина до Можайска находятся, а на узком пятачке. Каждая из пяти главных ролей имеет внутреннее развитие, особенно выразительны метаморфозы двух братьев, один из которых, начиная пацифистом и книжником, становится безразличным убийцей, а другой, наоборот, будучи образцовым многообещающим офицером, в итоге дезертирует. Очень неплохо работают актёры. Учитывая сложные психологические ситуации, нигде не пережимают в оценках. Видно, что они понимают, про что играют, и тема войны для них не пустой звук.



У Якова Кротова встретил когда-то фразу: "Все люди – плохие, каждый человек – хороший". Кажется, она стала понятнее. И фильм об этом тоже. Все вместе немецкие войска в той войне, да если на то пошло, и вся нацистская Германия – олицетворение зла, агрессии, ненависти. Это то, о чём у Леонида Филатова:

Что же это был за поход, что же это был за народ?
...
Не поймет ни сын твой, ни внук, как же это сразу и вдруг,
Населенье целой страны выродилось в бешеных сук!


А приближаешь камеру, и вместо бешеных сук – кто-то, способный на благородный поступок, но способный его и не сделать. Такой же, как ты, в общем-то.



Скачать фильм "Наши матери, наши отцы" в хорошем качестве с русскими субтитрами можно здесь: серия 1, серия 2, серия 3.

Обсуждение заметки в сообществе cinematheque_lv.
Обсуждение заметки в сообществе drugoe_kino.

Posts from This Journal by “кино” Tag

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
sveshinieks
May. 30th, 2016 08:22 am (UTC)
Я пару месяцев назад слушал выступление Славоя Жижека, где он высказывается по этому поводу. Он считает, что виртуальные маски, используемые людьми в интернете, являются их реальной сущностью, а поиски в злодеях какой-то человеческой глубины бессмысленны. Гитлер и Сталин есть то, что они сделали. Есть, конечно, простые люди, втянутые в мясорубку. Об этом, кстати, на днях был пост в ru_kino, посвященный "Проверке на дорогах".
a_fixx
May. 31st, 2016 10:53 am (UTC)
Прочитал пост про "Проверки на дорогах". Да, похожие мысли. И насчёт виртуальных масок согласен) Меня применительно к фильму "Наши матери, наши отцы" заинтересовало то, что и у "простого человека, втянутого в мясорубку", в каких-то ситуациях (не во всех) есть возможность нравственного выбора.
sveshinieks
Jun. 2nd, 2016 04:45 am (UTC)
Этот нравственный выбор и определяет сущность человека. А какую музыку он слушал или книжки читал уже не имеет значение. Локотков из "Проверки на дорогах" вряд ли хоть раз в жизни был в опере.
a_fixx
Jun. 3rd, 2016 12:26 pm (UTC)
А если человек сегодня нравственный выбор правильный сделал, а завтра - нет, как вы его сущность определите?
sveshinieks
Jun. 5th, 2016 06:41 am (UTC)
Здесь взаимозачет не действует. То есть хорошими делами можно замолить старые грехи, но нельзя списать новый грех за счет предыдущих хороших дел. Мне в данном случае нравится история из романа Гюго "93-й год". Из-за того, что матрос плохо привязал пушку во время шторма ее оторвало и начало носить по всему короблю. Матрос, рискуя своей жизнью, запрыгнул на пушку и сумел в конце концов с ней справиться. Капитан снял орден со своего мундира и повесил на грудь матроса, а потом приказал его вздернуть на рее.
a_fixx
Jun. 5th, 2016 08:22 am (UTC)
Хороший эпизод, помню его. Вот только как его понять? И согласен ли сам Гюго с капитаном?

>> хорошими делами можно замолить старые грехи, но нельзя списать новый грех за счет предыдущих хороших дел

Получается, что важен последний по времени поступок? Но у Гюго как раз последний поступок и был хорошим, но он не "закрыл" прежнюю провинность.

Вы говорили про "сущность" человека (т. е., видимо, какой-то приговор его земному существованию), которая определяется тем, что он сделал. Всё же непонятно, как Вы её предлагаете определять, если он делал разное. Взвешивать на весах, как в древнеегипетской религии?
sveshinieks
Jun. 5th, 2016 12:49 pm (UTC)
Вы поставили вопрос, который лег в основу разногласий Мартина Лютера с католической церковью. Может ли человек спасти свою душу своими силами. Протестантизм отличается от католицизма как раз тем, что протестанты считают судьбу человека предопределённой. Человек может надеяться на спасение, вести себя как человек, достойный божьей благодати, но от него это не зависит. Можно почитать работу Лютера "О свободе" и Макса Вебера "Этика протестантизма и дух капитализма". Мы сегодня используем те или иные этические нормы, даже не зная, что именно лежало в их основе. Вот мой небольшой пост, посвященный этому: http://sveshinieks.livejournal.com/9969.html
a_fixx
Jun. 7th, 2016 03:29 am (UTC)
То, что многие умы задавались этим вопросом, естественно. Просто Ваши комментарии были так категоричны, что я подумал, у Вас есть готовый ответ)
sveshinieks
Jun. 7th, 2016 05:14 am (UTC)
Мои комментарии категоричны (с Вашей точки зрения) потому, что я читал эти книги, посвященные этому вопросу. И в этих книгах не просто задаются вопросом, а дают на него ответ. Но чтобы понять, почему этот ответ именно такой, необходимо прочитать эти книги. Как писал Шопенгауэр в предисловии к своей работе "Мир как воля и представление", "То, что она (книга) должна сообщить, заключается в одной единственной мысли. И тем не менее, несмотря на все усилия, я не мог найти для ее изложения более короткого пути, чем вся эта книга".
a_fixx
Jun. 22nd, 2016 09:31 am (UTC)
Боюсь, что мы не очень поняли друг друга. Конечно, можно и Лютера, и Шопенгауэра почитать, но мне-то в данном случае интересно было Ваше мнение, с кем бы из упомянутых авторов Вы не соглашались. Вот Вы говорите: "Нравственный выбор и определяет сущность человека". Я и пытаюсь уяснить, что Вы под этим понимаете, учитывая, что человек в течение всей жизни неоднократно делает этот нравственный выбор в разных ситуациях. А Вы меня к Шопенгауэру отправляете :) Т. е. получается примерно такой диалог:
- Что Вы думаете по этому поводу?
- У-у, это Вам нужно Шопенгауэра почитать, у него об этом очень хорошо написано.
- А Вы-то сами что думаете?
- Для того, чтобы Вы поняли, что я думаю, Вам нужно почитать Шопенгауэра.

Как список рекомендованной литературы это полезно, конечно, но для разговора это тупик, к сожалению.
sveshinieks
Jun. 22nd, 2016 11:40 am (UTC)
Дело в том, что в наше время принято считать, что сложными могут быть математика, квантовая физика, а вот человеческие отношения - это что-то вроде арифметики. Но раньше этим занималась очень большая часть человечества. Потому что религия - это не про бога, сидящего где-то на облаке. Да и в основе этики, которую мы сегодня используем, лежат религиозные догматы.
Что касается конкретных ответов, то у меня они есть в каждом конкретном случае. И решения я обычно принимаю, исходя из полной картины своей жизни, а не конкретной ситуации. Поэтому тезис о разных поступках в течении жизни мне не очень понятен.
a_fixx
Jun. 28th, 2016 12:49 pm (UTC)
Не знаю, как Вы, а я могу ошибиться, даже имея свою "полную картину жизни". Проявить слабость, например, при том, что знаю, как надо было бы поступить. Далеко не всегда получается соответствовать своей же "картине жизни". Да и картина эта может меняться в течение жизни. Отсюда и разные поступки.
sveshinieks
Jun. 29th, 2016 07:20 am (UTC)
В 25 лет я принял решение, за которое я расплачиваюсь всю свою жизнь. Когда я принимал решение, то знал, что мне придется расплачиваться за него всю оставшуюся жизнь. И сегодня я ничуть не жалею о принятом 23 года назад решении, хотя мне приходится очень дорого за него платить до сих пор.
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono