You are viewing a_fixx

Previous Entry | Next Entry

 

Она же "Лежащая обнажённая", она же "Обнажённая с запрокинутыми руками", она же "Обнажённая на подушке".

"... Ню Модильяни - одни из самых эротических творений XX века. В изящных изгибах и впадинах, в линии бёдер и груди таится таинственный и непостижимый ритм женского тела. <...> У ню Модильяни свой почерк. Возьмем самую знаменитую - "Обнажённую с запрокинутыми руками" 1917 года. Здесь и стилизация, и эротизм, возникший на стыке формы и необыкновенного томления. В этих картинах нет ни предметов убранства, ни вещей. Самое большее, что позволяет себе Амедео, - какое-нибудь скромное украшение, серёжка или нитка бус, которые, если можно так выразиться, подчёркивают своеобразие портрета. В остальном есть только тело женщины и задний план, напоминающий кулисы, на фоне которых в очень редких случаях виден силуэт какой-нибудь детали интерьера.

Очень долгий путь проделала Европа для того, чтобы Модильяни превратил обнажённость женщины в изящную наготу, а яркий эротизм загадочным образом преобразовал в лирическую, нежную нотку грусти и отрешённости, которая прямо-таки лучится изысканным маньеризмом" (Ауджиас К. Модильяни (из серии "ЖЗЛ")

"Творчество Модильяни чаще всего ассоциируется у зрителя именно с его ню, и этот шедевр - прекрасный образец жанра, сочетающий в себе чистоту и изящество линии, простоту композиции, экспрессию и глубокий эротизм. Модильяни был выдающимся рисовальщиком, поэтому главное очарование образу придает линия, мягко описывающая контуры тела женщины, ее шею и овал лица. Плавные контуры фигуры подчеркивает элегантный, изящно подобранный по тону фон картины. Поза и черты лица модели очень интимны, но при этом намеренно стилизованы, отчего образ теряет индивидуальность и становится собирательным. Срезанные краем холста руки и ноги героини этой работы зрительно приближают ее к зрителю, еще более усиливая эротическое звучание картины" ("Художественная галерея", № 26/2005).

"Обнаженные у Модильяни, как правило, вытягиваются на ложе, обживая растянутый вдоль горизонта формат. Это формат обычно тяготеет к монументальности и имперсональности - и действительно, "обнаженные" художника выглядят, как какие-нибудь фрагменты фрески, написанные не с конкретных моделей, а словно бы синтезированные из многих и многих обнаженных натурщиц. Для Модильяни они не столько излучают чувственность и эротику, сколько некий идеал женственности вообще. В этом смысле можно сказать, что ню Модильяни - это не просто прекрасные особи женского рода, а, скорее - проявления некоей стихии, величественно и неторопливо разворачивающейся перед нашими глазами, но от нас ни в коей мере не зависящие, а живущие в пространстве картины по своим собственным законам. В этом отношении уместно вспомнить довольно часто цитируемую историю о встрече Модильяни с престарелым Ренуаром в 1919 году. Мэтр решил, что начинающий художник просит у него совета, как рисовать обнаженное женское тело: "Когда вы пишете обнаженную женщину, вы должны как бы ласкать кисточкой ее обольстительный зад… Нежно-нежно водить кисточкой по холсту, как будто лаская". В ответ Модильяни вспылил: "Я не собираюсь гладить кисточкой женские задницы. Меня вообще не интересуют зады!", рявкнул он свирепо и ушел, даже не простившись с Ренуаром. И был прав - с самого начала Модильяни был очень далек от ренуаровского стариковского сладострастия, его привлекала не поверхность телесной конструкции, а ее внутренняя гармония" (Толстой А., Митюшина А. Модильяни - культовый художник: pro & contra).

Я пытаюсь понять, что же так притягивает в модильяниевских ню... Наверное, это удивительная нежность, которая становится ещё более пронзительной, когда знаешь, в каких условиях, в какой нужде писались эти картины. Они все совершенно разные, но одинаковы в одном: никакие скабрёзности об отношениях художника со своими моделями не могут охладить тепла, которое льётся с холста.

Лежащая обнажённая (1917)

 
Лежащая обнажённая с головой на правой руке (1919)


Лежащая обнажённая (1917)


Лежащая обнажённая со спины (1917)

 
Обнажённая, сидя на софе (1917)
 
Обнажённая смотрит через правое плечо (1917)


Обнажённая (1917)


Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин
Шахматы вокруг нас

Latest Month

December 2014
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono