?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Фаулз о Конан Дойле

"Есть люди, полагающие, что критиковать эпопею о Холмсе – это все равно что колошматить кувалдой по бабочке или, точнее говоря, по чему-то вроде изящной готической беседки, превратившейся к настоящему времени в памятник, в народное достояние. <...> Однако этот вид доверчивого и очень английского поклонения, как мне представляется, умаляет не только значимость самого Конана Дойла, но и его профессии в целом. Он был ошибавшимся автором художественных сочинений, а не безошибочным регистратором реальных событий; как все писатели, он работал с правдоподобными гипотезами, был мошенником, хотя и охотился вовсе не за вашей мошной, а за вашим доверием и вниманием. <...> Во всяком случае, то, что мы исключаем таких писателей, как Конан Дойл (Ян Флеминг – еще один, более поздний пример), из поля зрения серьезной критики – процедура вовсе не такая великодушная, как может показаться. Здесь обнаруживается значительная доля снисходительной покровительственности. 

<...> Гений Конана Дойла проявился в том, что он сумел решить проблему, знакомую всем романистам, то есть проблему природной несовместимости диалога с повествованием. По существу, это нечто вроде конфликта между тем, чего хочет читатель, и тем, чего хочет писатель.

<...> Но Конан Дойл потерпел неудачу ... в согласовании целей, с одной стороны, и средств их достижения – с другой. В рассказах о Шерлоке Холмсе целью оказывается карикатура, она не согласуется ни с какой-либо важной истиной, ни с человеческой глупостью или ошибкой. Разумеется, недостаток более глубокого содержания, всегдашнее отсутствие каких-либо лишений или утрат, способных вызвать страдания и слезы у обычного человека, дает возможность легко развлечь читателя, но вызывает массу вопросов, когда дело доходит до честного литературного анализа и оценки.

<...> Конану Дойлу всегда не везло с образами женщин, особенно там, где ему так удавались мужчины, – в диалогах, и ни Лора Лайонс, ни миссис Стэплтон не смогли подняться над поздневикторианским стереотипом «скомпрометированной дамы».

<...> В случае Конана Дойла нам в конечном счете достаются превосходные карикатуры и непревзойденная методика повествования, а еще – сочувственное сожаление. Он так никогда и не осознал, что было его величайшим талантом. Но это лишь свидетельствует о том, что он был настоящим художником, а вовсе не исключением.

<...> ... непреходящая привлекательность (еще усиленная очарованием прошлого – есть ли что-нибудь, что издает более сильный аромат той эпохи, чем три заключительных предложения романа ("Собака Баскервилей" - прим.)?) саги о Холмсе и Ватсоне слишком убедительно и повсеместно доказана, чтобы допустимо было говорить о крупном провале, а не о мелких недочетах. На бумаге все мы умеем помочь животным выжить гораздо лучше, чем сама эволюция сочла нужным это сделать, умеем дать зрение слепым и слух глухим. А потом обнаруживаем, что эта старушка с самого начала и поистине лучше понимала, что она делает, чем мы воображали. Можно придумать более тонкого, умного и более значительного Конана Дойла; однако я полагаю, что весьма показательно то, что трудно представить себе его еще более популярным и неувядающе вечным. Быть всего лишь автором развлекательных книг было бы грешно лишь в мире, где каждый может писать развлекательные книги. Но большинство писателей нашего мира вовсе не готовы позволить такому человеку, как Конан Дойл, совершить этот грех. Они слишком стараются. А его секрет в том, что он старался ровно столько, сколько было нужно." (Фаулз Дж. Конан Дойл (1974) / из сборника "Кротовые норы")

Posts from This Journal by “как художник художнику” Tag

  • Чуковский о Блоке

    А.А. Блок и К.И. Чуковский после вечера в Большом драматическом театре 25 апреля 1921 года. Фото М. Наппельбаума. "Я за всю жизнь…

  • Раневская о Маяковском

    «В Баку в 25-м году я увидела его в театре, где играла в то время. Он сидел один в одной актерской гримерной, в театре был вечер, его…

  • Константин Райкин о Петре Фоменко

    Из документального фильма "Фома. Поцелуй через стекло" (А. Авилов, 2007)

  • Встречи. Бродский и Высоцкий

    Иосиф Бродский и Владимир Высоцкий. Нью-Йорк. Август 1977 г. Фото Леонида Лубяницкого. Опубликовано в журнале "Аврора",…

  • "Немцу это не может так понравиться"

    Отзыв Ф. М. Достоевского о художественной выставке 1873 года в Петербурге Генрих Семирадский. Грешница. 1873. Холст, масло. 250x499 см.…

  • Пушкин о Державине

    "По твоем отъезде перечел я Державина всего, и вот мое окончательное мнение. Этот чудак не знал ни русской грамоты, ни духа русского языка…

  • Александр Митта об А. Германе и А. Балабанове

    " – Есть ли в сегодняшнем нашем кино величины, на которые можно равняться? – Понимаете, вот умерли два больших режиссера –…

  • Андрей Кончаловский о Владимире Высоцком

    "Конечно, он [Высоцкий] – безусловный талант. Но популярность его... Это социальное явление. Это не культурное явление. <...> На…

  • Петрарка - Цицерону

    Петрарка считается родоначальником эпистолярного жанра посланий к великим людям прошлого. Первое письмо такого рода, адресованное горячо…

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
curious_hare
Sep. 22nd, 2013 05:21 am (UTC)
Быть всего лишь автором развлекательных книг было бы грешно лишь в мире, где каждый может писать развлекательные книги.

хорошая фраза
правда, в наши дни,почти каждый может писать развлекательные книги;но это не считается грехом. а жаль.

Edited at 2013-09-22 08:34 am (UTC)
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono