?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Лев Толстой о Пушкине

"Когда вышли пятьдесят лет после смерти Пушкина и одновременно распространились в народе его дешевые сочинения и ему поставили в Москве памятник, я получил больше десяти писем от разных крестьян с вопросами о том, почему так возвеличили Пушкина? На днях еще заходил ко мне из Саратова грамотный мещанин, очевидно сошедший с ума на этом вопросе и идущий в Москву для того, чтобы обличать духовенство за то, что оно содействовало постановке «монамента» господину Пушкину.

В самом деле, надо только представить себе положение такого человека из народа, когда он по доходящим до него газетам и слухам узнает, что в России духовенство, начальство, все лучшие люди России с торжеством открывают памятник великому человеку, благодетелю, славе России — Пушкину, про которого он до сих пор ничего не слышал. Со всех сторон он читает или слышит об этом и полагает, что если воздаются такие-почести человеку, то, вероятно, человек этот сделал что-нибудь необыкновенное, или сильное, или доброе. Он старается узнать, кто был Пушкин, и, узнав, что Пушкин не был богатырь или полководец, но был частный человек и писатель, он делает заключение о том, что Пушкин должен был быть святой человек и учитель добра, и торопится прочесть или услыхать его жизнь и сочинения. Но каково же должно быть его недоумение, когда он узнает, что Пушкин был человек больше чем легких нравов, что умер он на дуэли, т. е. при покушении на убийство другого человека, что вся заслуга его только в том, что он писал стихи о любви, часто очень неприличные.

То, что богатырь и Александр Македонский, Чингисхан или Наполеон были велики, он понимает, потому что и тот и другой могли раздавить его и тысячи ему подобных; что Будда, Сократ и Христос велики, он тоже понимает, потому что знает и чувствует, что и ему, и всем людям надо быть такими; но почему велик человек за то, что он писал стихи о женской любви,— он не может понять".

Толстой Л. Что такое искусство?

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
yuri_kosagovsky
Apr. 3rd, 2013 08:00 pm (UTC)
ошибки Толстого - Пушкине и об искусстве
.


ПОЛНОЕ НЕПОНИМАНИЕ ДУХОВНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ТОЛСТЫМ
- "ДЕСЯТКИ ПИСЕМ ИЗ НАРОДА... ЗАЧЕМ ПАМЯТНИК ПУШКИНУ!?"


непонимание Пушкина
---------------------------


"... я получил десятки писем от разных крестьян"

вот-вот именно так Толстой как бы объединяется с народом (!)
против легкомысленного поэта - он "получил десятки писем" недоумения
и разделяет и понимает его возмущенные чувства

взял бы да показал глупости таких сомнений
в самом великом поэте всех времен и народов

но нет ... Толстой подробно объясняет почему это недоумение
- "стихи часто неприличные" и как бы оправдывает...
дескать а какое еще может быть об этом мнение иное?

т.е. вместо наведения ясности он затемняет ситуацию
сеет сомнение в самом светлом явлении духовной жизни России

а далее еще большие глупости:
объяснял что - понятно было бы народу
памятник ставить например "злодею" Наполеону:

"То, что богатырь и Александр Македонский, Чингисхан или Наполеон были велики, он понимает, потому что и тот и другой могли раздавить его и тысячи ему подобных; что Будда, Сократ и Христос велики, он тоже понимает, потому что знает и чувствует, что и ему, и всем людям надо быть такими; но почему велик человек за то, что он писал стихи о женской любви,— он не может понять."

казалось бы - взял да объяснил бы!
в чем величие Пушкина...

но нет... Толстой якобы в единстве с народом недоумевает
и предпочитает ставить памятник никому не нужным
Наполеонам и Чингизханам...

это ли ни верх несуразности и непонимания роли поэзии?

если древние авторы говорили "ни дня без строчки"
Толстой имел заготовки и рассылал молодым писателям
"не пишите если можете ничего"

получается что по неразумению своему
Толстой был часто просто тормозом духовного развития

и его непонимание ненужности революции и опасности ее
отбрасывает его далеко назад в его развитии относительно
Пушкина Гоголя и Достоевского
- которые предостерегали - но их не услышали...


непонимание искусства
----------------------------


мне нравится что Толстой осуждает
профессиональное искусство и обучение
(да и науку) - тут я с ним согласен

и пытается провести грань между истинным и ложным
и в искусстве и в науке... - и тут согласен
но...

Толстой пытался умом руководить
там где руководит сердце

в "Крейцеровой сонате" утверждал что поцелуи с супругой
не греховны (!) только если есть цель родить ребенка

в то время как наоборот - сначала чувство очарования
и если оно созревает то естественны поцелуи
а следствием будут дети

но поцелуи по велению ума - холодны
и семья не состоится и развалится
и дети будут сиротами

так же он заблуждается и в искусстве:

" Искусство не есть наслаждение, утешение или забава; искусство есть великое дело. Искусство есть орган жизни человечества, переводящий разумное сознание людей в чувство. В наше время общее религиозное сознание людей есть сознание братства людей и блага их во взаимном единении. Истинная наука должна указать различные образы приложения этого сознания к жизни. Искусство должно переводить это сознание в чувство."

все наоборот - чувство наслаждения и забавы
увлекательные рисует картины - познавательные для человека
и несет ощущение любви и к миру и к собратьям:

"сказка ложь да в ней намек"
добрым молодцам урок

а вот соцреализм это как раз попытка
70 лет умом руководить искусством - обреченная на неудачу

нельзя руководить природным процессом
ни в любви и ни в искусстве ни в познании
- этому можно лишь отдаваться с наслаждением

истинное наслаждение от удовлетворения
инстинкта познания


.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono