?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Деление без остатка


Такое ощущение, что мы стремительно делимся, как клетки под микроскопом в научно-популярном фильме для старших классов. На "православных" и "атеистов", на "зажравшихся чиновников" и "трудяг", на "либероидов" и "ура-патриотов", на "автомобилистов" и "пешеходов", на "интеллигенцию" и "быдло", на "нормальных" и "п..сов"... Все в кавычках, потому что очень условные ярлыки. Я не сторонник теорий сознательного манипулирования такими процессами, но так или иначе "классовая" ненависть ощутимо вскипает. Я это вижу среди родных, друзей и знакомых. Больше всего в Интернете, конечно, но этого громоотвода надолго не хватит. Каждый новый закон, о защите чувств верующих или об автомобильных штрафах, только подогревает котёл. Чёрт его знает, что делать. С каждым делением мы увеличиваем общий градус, а сами мельчаем. Наверное, надо обладать очень крепкой волей, чтобы не ввязываться в эти игры в "казаки-разбойники".


Между тем Дмитрий Быков, ссылаясь на Кушнера, Тютчева и Ахматову, призывает определяться и занять уже хоть чью-то сторону ("не ходи на Болотную, никто тебя не гонит, иди в «Народный фронт» и искренне борись с ужасным американским влиянием"). Эту логику ведь можно применить к любому "делению". Тоже понятная позиция - неопределённость раздражает. Но обязательно ли определённость во мнении (по многим частным вопросам) означает необходимость выбора лагеря?

Максимилиан Волошин писал в 1920 году, а кажется, что в ответ на статью Быкова:
"Один убежден в том, что он должен каждый день обедать, и настаивает на одинаковых правах всех в этой области, другой убежден в своем праве иметь дом, капитал и много земли, но распространяет подобное право лишь на немногих ему подобных, третий хочет, чтобы все были чернорабочими, но имели бы время заниматься умственным трудом и искусствами в свободное время. Может быть, все эти разнородные хотения, возведенные в чин убеждений, и утряслись бы как-нибудь с течением времени, но политические борцы в пылу борьбы слишком легко рассекают вопросы на "да" и "нет" и, обращаясь к мимо идущему, восклицают: "Или с нами, или против нас!", совершенно не считаясь с тем, что этот встречный может быть ни за тех, ни за других, а иногда и за тех, и за других и что по совести его нельзя упрекнуть ни в том, ни в другом. В первом случае он будет просто незаинтересованным лицом, а во втором он окажется человеком, нашедшим синтез там, где другие видели безвыходные антиномии <...>.

Поэту и мыслителю совершенно нечего делать среди беспорядочных столкновений хотений и мнений, называемых политикой".

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
foxword
Jun. 21st, 2013 09:26 am (UTC)
Раньше мне было надо было держать нейтралитет между только религиозными группами, сейчас приходится общение сводить к минимуму, потому что в любом сообществе начинается делёжка принадлежностей. Кризис самоидентификаций,повальный.
a_fixx
Jun. 24th, 2013 08:50 am (UTC)
Сергей, а ты вот согласен с тем, что "поэту и мыслителю совершенно нечего делать среди беспорядочных столкновений хотений и мнений, называемых политикой"? Или, наоборот, в какие-то важные моменты "поэт и мыслитель" не может оставаться в стороне, а должен быть в самой гуще событий, отстаивая свои ценности и воспламеняя сердца окружающих?) Вообще, дополнительная ответственность ложится на него в связи с тем, что он "поэт и мыслитель"?
foxword
Jun. 24th, 2013 08:59 am (UTC)
Лёш, мне не нравится само определение "поэт и мыслитель". Я - просто человек со своей спецификой. В силу своей специфики я поступаю так или иначе. И совершенно не умею обобщать. Для меня всегда есть конкретные люди. Даже когда передо мной толпа, она состоит из конкретных людей, правда ни один из них мне становится в этот момент не интересен.
Я продолжаю общаться и с такими, которые у меня вызывают рвотные позывы, если в них есть определённая нужная мне (для развития, а не для карьеры) грань. А ответственность на нас ложится в зависимости от нашего саморазвития. Вера помогает саморазвитию, но не замещает его, а порой даже отключает. Тут законы все формируются внутри нас сложным сочетанием воспитания и нашего изначального потенциала.
Человек боится быть один, хотя каждый из нас будет умирать в своём собственном одиночестве. И вот перед страхом этого одиночества в смерти человек и ищет комфортную защиту, встроенность в гущу и массу.
Поэты очень разные: некоторым политика - главная Муза, другим - разъедающая душу кислота.
small_tuffu
Jun. 22nd, 2013 07:34 pm (UTC)
эгоцентризм мышления... с возрастом обычно проходит... но как видно, далеко не у всех....

русским (россиянам?) еще надо научиться терпимости и взаимоуважению.
Хотя опять же Европа толерантна, но и там есть свои заморочки....


noname_rambler
Aug. 17th, 2014 05:56 am (UTC)
А мне показалось, что Быков сам пытается найти какую то опору в болоте постмодерна. И призывает к этому других. Весьма характерно в этом плане его сравнение Новороссии с Израилем, не с Палестиной, нет! с Израилем.
Тут проблема, что точек опоры нет пока — их надо создавать. Ну не может же быть точкой опоры "гы-гы" в "Гражданине Поэте", то есть то, что направлено на разрушение.
Вот этого Быков или не видит, или не хочет говорить об этом.
a_fixx
Aug. 17th, 2014 09:02 am (UTC)
Не дадите ссылку, где он Новороссию с Израилем сравнивает?
А вы в чём видите созидательную точку опоры?
noname_rambler
Aug. 17th, 2014 12:19 pm (UTC)
На Эхе в Особом мнении, там ещё кто то его отчитал за это в блогах, Мирский, кажется.
Вот прямая цитата, эфир от 4-го июня.
"Давайте посмотрим на вещи объективно. Донецк – российский Израиль. Очень многие говорят, что это российская Палестина. Нет. К сожалению, не так. Из общества выделяется (тогда – из большой еврейской диаспоры, сильно очень пострадавшей от Холокоста, теперь – из русского мира, который переживает и раздробленность, и униженность, и многие не лучшие времена) выделается пассионарная часть. Эта пассионарная часть вдохновляется совершенно эклектичными, очень странными идеалами. Они хотят восстановить ту Россию, которая существует в их воображении. Тут какая-то удивительная каша из эзотерики, из советского патриотизма, из Вед, Рун, Влесовой книги, славянского язычества! "
Увы, я не вижу. Но я вижу, что она должна быть.
И дело российской, русской (как назвать — дело вкуса) интеллигенции — эту точку опоры создать. А вот как... на этот вопрос у нас лучшие умы пытались ответить двести лет с лишним, а Вы меня спрашиваете:)
a_fixx
Oct. 7th, 2014 12:44 pm (UTC)
Дмитрий Львович - известный любитель парадоксов и неожиданных параллелей :) Насчёт его связи с постмодернизмом не уверен, его романы, кажется, вполне наследуют классической традиции... Мне как-то "Орфография" его близка, а вот "ЖД" не принял. Сам себя он человеком Просвещения называет, а не постмодерна)
noname_rambler
Oct. 7th, 2014 05:28 pm (UTC)
Я не читал его романов. Но эта мысль — не из разряда парадоксов ради парадоксов.
Он на днях там же на Эхе её продублировал. В довольно осторожной форме, чтобы Мирскому под горячую руку не попасться:)
Там же другая его парадоксальная мысль, что я раньше слышал — в Советском Союзе было больше свободы.
"Эпоха была сложная, многослойная и не слишком кровожадная. Мне кажется, что колоссальное упрощение ельцинской, а впоследствии и путинской России и привело к тому, что это очень несвободное, жесткое и душноватое пространство. Мне кажется, чем сложнее эпоха, чем она умнее, тем она свободнее."
Как Вам? Макаревича здесь и рядом не стояло...
И вообще — в начале передачи мне вдруг показалось, что в студии не Дмитрий Быков, а Дмитрий Соколов-Митрич:)
"Давайте сделаем программу, целиком состоящую из правильных вещей, вот будем говорить только то, что оспорить нельзя. Я одно время даже думал выпустить такой цикл стихов, где рассказывалось бы о том, что добрым быть хорошо, красивым быть прекрасно. Давайте сделаем сегодня программу банальностей такую и сразу увидим, насколько нам радостней станет жить, как веселей нас станет слушать. Давайте."
...А действительно — давайте? Может в этом и есть точка опоры. Просто же всё.
Вот такой Быков мне нравится. А когда начинает кривляться в Гражданине Поэте — нет.
a_fixx
Oct. 7th, 2014 01:00 pm (UTC)
Да, а точка опоры, мне кажется, была и есть в том, что можно называть по-разному: Бог, духовность, добро, милосердие, честность... Это не бог весть какой секрет :) Как полагаете?

Быков мне импонирует ещё и тем, что не боится подставляться. Вот Макаревич этого боялся, всегда был такой обтекаемый, и нашим, и вашим. Парадоксально, но именно он чуть ли не главным элементом "пятой колонны" вдруг стал.
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono