Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Category:

О книге П. Байяра "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали"

Раз я созналась Пушкину, что мало читаю. Он мне говорит: "Послушайте, скажу я вам по секрету, что я читать терпеть не могу, много не читал, о чём говорю".
(из рассказов А. О. Смирновой в записи Я. П. Полонского)


Книга французского литературоведа Пьера Байяра "Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали" (М.: Текст, 2012) как будто сама напрашивается на то, чтобы с ней поступили в полном соответствии с приглашением автора. По классификации Байяра (НК - неизвестная книга, КП - книга пролистанная, КС - книга, о которой слыхали, КЗ - книга забытая), "Искусство..." могу отнести теперь уже к КП, КЗ и КС. Часть книги я прочитал, часть пролистал, обе части основательно подзабыл, после чего ещё прочёл (пролистал) несколько рецензий. В любом случае своя "внутренняя книга" Байяра (снова его термин) в моей "внутренней библиотеке" есть. Перелистывая теперь уже её, "внутреннюю", не могу не отметить то, что кажется в ней самым важным.


Во-первых, жизни не хватит на то, чтобы прочитать даже достойное прочтения. Мы это разумеем, конечно, но почему же то и дело забываем, тратя время (чаще всего в Сети) на совершенно необязательное чтение таких заметок, как эта, например, не говоря уже о "простынях" комментариев к различным "холиварным" текстам? Не готов пока следовать до конца примеру библиотекаря из романа Музиля "Человек без свойств" (КС, +), который читал только корешки трёх с половиной миллионов книг, находящихся в его библиотеке, и именно это позволило ему прекрасно ориентироваться в них. Однако отбор должен быть не просто строгий, а строжайший.

Во-вторых, само понятие "прочитанной" книги более чем условно. Приведённые выше категории книг "по Байяру" проясняют эту мысль. Получается, что идеально, по-настоящему прочитанных книг попросту не бывает. Из этого релятивистского соображения вовсе не следует, однако, что читать не нужно. Напротив, чтобы чтение не стало равно не-чтению, нужно прикладывать немалые усилия (бессмертное: "Нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте. А чтобы куда-то попасть - нужно бежать еще быстрее"). Так ведь и "нечтение" у Байяра - процесс активный и творческий. При всей условности их разграничения и чтение, и нечтение работают на создание наших "внутренних книг", наполненность и глубина которых - вот что важно.

В-третьих, практический смысл книги Байяра, будто бы заложенный в самом заглавии, кажется обманчивым и несущественным. Собственно, за словами "искусство рассуждать" может следовать что угодно, а может не следовать ничего. Так? Нет, пожалуй, что не так. Как известно, в Древней Греции на симпосиумах (пирушках) запрещены были разговоры о политике, плохих и хороших правителях, о деньгах, о семье, сплетни о соседях (почти исчерпывающий предмет бесед на большинстве нынешних встреч). Грек, не желающий опозориться, должен был уметь свободно цитировать поэтов, от Гомера до Еврипида, чтобы, отталкиваясь от них, выстроить увлекательную и грамотную речь о добродетели или любви, о жизни и смерти. Так рождалась философия, высоты которой поныне недосягаемы. Столь извилистым путём приходим к вроде бы очевидному - именно книги (прочитанные или непрочитанные - Байяр убедительно показывает, что разница призрачна) как предмет не потребления, но рассуждения способны указать путь к тем высотам. Не дойдём, так хоть продышимся.

P.S. Замечательно, что полного текста книги Байяра нет в Интернете в электронном виде. Можно прочитать здесь пролог и скорее приступить к рассуждению о ней.

Пьер Байяр
(источник - franceinlondon.com)
Tags: в строчку, дневник читателя и зрителя, литература
Subscribe

  • Сенека против соцсетей #2

    Каспар Давид Фридрих. «Странник над морем тумана» (1818) Вообще, в наставлениях Сенеки, думается, не так важно слово «множество»,…

  • Сенека против соцсетей

    David Bailly. Натюрморт с бюстом Сенеки Сенека режет без ножа: «…Разве чтенье множества писателей и разнообразнейших книг не…

  • 20.04.2021

    В развитие темы о «внутренней правде» барона Мюнхгаузена можно вспомнить описание фигуры античного героя, которое давал философ Мераб Мамардашвили:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments