?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ибо

Допустимо ли осуждать другого за те недостатки, которые есть у вас самих? Думаю, большинство из нас, припомнив евангельское наставление "не судите, да не судимы будете", согласится, что не вполне.

У правоверного католика Мишеля Монтеня, как обычно, особое мнение на этот счёт:

"Я не утверждаю, что осуждать может только человек безупречный, ибо тогда никто никого не осуждал бы. Не считаю я даже, что осуждающий должен быть обязательно непричастен к тому же греху. Я имею в виду, что, осуждая недостатки другого человека, о котором сейчас идет речь, мы тем самым отнюдь не избавляем самих себя от внутреннего суда. Со стороны того, кто не в силах справиться со своим собственным пороком, я считаю человеколюбивым стремление излечить от него другого человека, в котором дурное семя, может быть, не так глубоко и зловредно укоренилось. Не считаю я также правильным в ответ на упреки обвинять собеседника в том же грехе. Не все ли это равно? Упрек остается справедливым и полезным. Если бы у нас было хорошее обоняние, наши собственные нечистоты должны были бы казаться нам еще зловоннее".

М. Монтень. Опыты (книга третья, глава VIII)

У Матфея ведь дальше: "ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить". Хорошо, но если нет возражений подвергнуться такому же суду? Если право заметить сучок в чужом глазу оплачивается поисками брёвен в собственном?

Вот это ибо в библейских установлениях, оно как "ж-ж-ж", неспроста. "От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь". Как будто не безусловный запрет, но предупреждение о последствиях. Объяснение не того, почему нельзя, а того, чем придётся пожертвовать за свой выбор. Запреты, придуманные людьми, строятся по другой логике: "не допускается увольнение работника в период пребывания в отпуске", "не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств". Никаких ибо. Может, потому что обществу важен результат, пусть даже подневольный, а Богу - только выбор, сделанный свободно? Уж если б Ему была так принципиальна неприкосновенность плодов, мог бы придумать что-то более действенное. Оградку бы поставил.

Posts from This Journal by “общество” Tag

  • Программа "Агора" на телеканале "Культура"

    На телеканале "Культура" вышла новая передача "Агора" с Михаилом Швыдким, ценная уже самим фактом неидеологизированного и взаимно корректного…

  • О фильме "Планета Земля II" (BBC, 2016)

    В созданных человеком мультимедийных джунглях можно запросто пройти мимо этого документального сериала, выпущенного компанией BBC в прошлом…

  • О госзаказе музыки

    Константин Райкин выступил с яркой речью о цензуре и борьбе за нравственность в искусстве: "...Не надо общественным организациям бороться за…

  • Звериный мотив, или В положении "чучела"

    О фильме "Чучело" (реж. Ролан Быков, 1983) – Вот лекарство "Озверин". Принимайте по одной таблетке.…

  • (no subject)

    Интересные повороты известных тем - в интервью Ирины Прохоровой. Тут есть, над чем подумать. Например, о том, правильно ли идентифицировать себя с…

  • К теме "Вторая мировая война"

    "Meduza". Стыдные вопросы о начале Второй мировой: Нападал ли СССР на Польшу и кто развязал войну? "ПостНаука". Т. Тимофеева о том, почему…

  • О надежде

    Андрей Хотяновский. Сизиф. 2003. Фрагмент Ситуация с российским футболом очень хорошо иллюстрирует проблему (можно ли её назвать…

  • Пена на губах ангела

    Георгий Победоносец. Византийская икона XIV в. Фрагмент Григорий Померанц дал очень точную формулу к вопросу о возникновении зла:…

  • "Гадите в своё гнездо"

    Знакомая риторика. " Кардинал. ...Я слышал, что этот господин Галилей перемещает человечество из центра Вселенной куда-то на край. Следовательно,…

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
egovoru
Aug. 27th, 2013 12:18 pm (UTC)
Интересное наблюдение. Но ведь наши человеческие запреты, пусть и в неявном виде, тоже предполагают "ибо" - уголовный кодекс.
a_fixx
Aug. 27th, 2013 12:48 pm (UTC)
Вы имеете в виду наказание, санкцию?
Но в Библии это не выглядит как жёсткий алгоритм: запрет - нарушение - "ибо" наказание. Скорее, как предостережение старшего, более опытного: не заплывай далеко, ибо можешь утонуть. Но ведь находились во все времена смельчаки, которые заплывали. Вообще, мне кажется, нет у Бога алгоритмов для нас, как нет гарантий.
Кстати, Адам и Ева всё же не умерли от съедения запретного плода :) Что ж, Бог обманывал, зря запугивал? Или можно это толковать иначе - они стали смертными (точнее, осознали свою смертность), в результате чего обособились от мира природы, от животных, "были изгнаны из рая"? Можно это считать санкцией? По крайней мере, с уголовным кодексом мало общего: об изгнании в запрете ничего не говорилось.
egovoru
Aug. 27th, 2013 10:39 pm (UTC)
Великая книга тем и велика, что она ведь служит зеркалом для каждого из нас. Соответственно, то, что Вы увидели в ней именно это, многое говорит о Вас самих.
a_fixx
Aug. 28th, 2013 04:29 am (UTC)
Мне бы очень хотелось думать, что религия, наука и искусство не враги друг другу, а разные способы познания одного и того же, как те слепцы, ощупывающие слона с разных сторон. Нужно не противоречия между ними искать (как это делают, например, когда противопоставляют эволюционную теорию божественной), а точки схода.
egovoru
Aug. 28th, 2013 12:28 pm (UTC)
Мне-то кажется, что даже и общего искать особо не надо (хотя оно, конечно, есть). Мы все разные, и каждому требуется свой уникальный путь. Другое дело, что мне, как и Вам, кажется (или, по крайнек мере, хочется верить), что все пути эти сходятся в одной точке.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono