?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


(увеличение по клику)

Орфей, играющий на лире. Ок. 440 г. до н. э.
Краснофигурная вазопись. Пергамский музей, Берлин

"Когда фигуры образуют замкнутую группу с акцентированным центром.., они подчиняются сложному перекрёстному ритму. Это значит, что позы фигур, расположенных по обе стороны, ритмически соответствуют друг другу, но соответствия, во-первых, не буквальны (скорее, ассонанс, чем точная рифма), во-вторых, не совпадают с одинаковым положением фигур по отношению к центру.

<...> Обратимся к рисунку на вазе "Орфей, играющий на лире", который исследователи относят к числу "полигнотовских", то есть воспроизводящих мотивы утраченных росписей Полигнота. Вдумаемся в ритм этой простой с виду композиции. Четверо воинов слушают музыку Орфея. Склонённая фигура справа от Орфея ритмически соответствует не той, которая находится на аналогичном месте слева, а крайней слева: здесь мы видим юношу, склонившегося к плечу соседа. В свою очередь выпрямленный стан этого последнего перекликается с позой воина, стоящего с правого края. Возникает перекрёстное чередование поз, тонкий ритм, не нарушающий естественности этой поэтической сцены. И такие же ненавязчивые, завуалированные ритмические созвучия находимм в чередовании поворотов в профиль и в фас, в положении рук, в отношениях вертикалей и горизонталей. Можно долго вслушиваться в музыку линий этого рисунка, будут становиться ясными всё новые и новые ассонансы, на которых он построен. Они не настолько замаскированы, чтобы зритель их не замечал, но и не настолько явны, чтобы нарушить впечатление непринуждённости группы".

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: Выпуск первый (1985)

Помимо художественных достоинств, интерес представляет и актуальный по нынешним временам сюжет. Чем занимается после смерти Эвридики Орфей в обществе четверых молодых людей достаточно откровенного вида, сообщают наши эксперты:


"Горем, страданьем души и слезами несчастный питался.
И, бессердечьем богов попрекая подземных, ушел он
В горы Родопы, на Гем, поражаемый северным ветром.
Вот созвездием Рыб морских заключившийся третий
Год уж Титан завершил, а Орфей избегал неуклонно
Женской любви. Оттого ль, что к ней он желанье утратил
Или же верность хранил — но во многих пылала охота
Соединиться с певцом, и отвергнутых много страдало.
Стал он виной, что за ним и народы фракийские тоже,
Перенеся на юнцов недозрелых любовное чувство
,
Краткую жизни весну, первины цветов обрывают" (Овидий. Метаморфозы X, 75-85).

"Говорят, что Орфей осуждал неразборчивость менад и проповедовал любовь к своему же полу, вызвав у Афродиты не меньшую ярость, чем у Диониса" (Грейвс Р. Мифы Древней Греции).


Да, вот так выглядела пропаганда нетрадиционных отношений в лирическом представлении неизвестного мастера V века до н. э. Редакция, конечно, выражает надежду, что в числе слушателей Орфея были только совершеннолетние лица. Правда, как мы знаем, это не спасло его от расправы безумных дев. Представляется, что опыт античных коллег может быть небесполезен, и организация добровольных дружин менад позволила бы существенно укрепить пошатнувшийся нравственный климат нашего общества.


Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono