?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


1. Ваза Камарес. Ок. 1800 г. до н. э. Археологический музей, Ираклион.
2. Дипилонская амфора. Ок. 755-750 гг. до н. э. Высота 155 см. Национальный археологический музей, Афины.
3. Эксекий. Аякс и Ахилл играют в кости. Ок. 530 до н. э. Высота 61 см. Этрусский музей, Ватикан.


Наглядно об изменениях в искусстве от Крита до греческой архаики на примере керамики:

"Вот критская ваза стиля Камарес - примерно XVIII век до н. э. <...> Узор из мягко изгибающихся растений и звезд, напоминающих морскую флору, покрывает сплошь все туловище сосуда, обтекает его кругом, нигде не прерываясь, захватывая и носик сосуда и ручки. Рядом - дипилонская амфора IX века до н. э. - характерный образец геометрического стиля. После вазы Камарес она покажется крайне сухой, а вместе с тем и какой-то наивной. Вся она старательно расчленена на горизонтальные ленты, каждая лента заполнена однообразным геометрическим узором типа меандра. Друг с другом горизонтальные поля не сообщаются. В одном из полей - сюжетный мотив: похоронная процессия, но на первый взгляд кажется, что тут просто разновидность того же геометрического орнамента. Фигурки людей составлены из черных треугольников и палочек, все они одинаковые, расстояния между ними тоже одинаковы. Наконец, ваза VI века до н. э., расписанная знаменитым вазописцем Эксекием на сюжет Илиады (Ахилл и Аякс играют в кости). От критской вазы ее отличает прежде всего четкость и ясность конструкции, а от дипилонской - гармоничность и жизнеподобие этой конструкции. Форма вазы отчетливо членится на составляющие ее части: внизу круглая устойчивая подставка, на ней яйцеобразное туловище, которое переходит в горло вазы, слегка расширенное кверху, по бокам две симметричные ручки. Это тип амфоры в основном тот же, что в дипилонском сосуде, состоящий из тех же частей, но легко заметить, что здесь эти части образуют гораздо более органическое и живое целое. В дипилонской амфоре горловая часть слишком резко отделяется от туловища, кажется приставленной к нему, а в амфоре Эксекия она плавно вырастает из тела вазы. Ручки на дипилонском сосуде слишком малы, а здесь они строго пропорциональны и своим красивым широким изгибом естественно продолжают и завершают линии нижней части амфоры.

Можно сказать так: в первом из этих трех сосудов перед нами нерасчлененное, слитное единство формы, во втором - резкое и не вполне гармоничное разделение ее на конструктивные части, в третьем - вновь достигнутое живое единство, но уже на основе ясного продуманного членения."

Дмитриева Н. А. Краткая история искусств: Выпуск первый. - М.: "Искусство", 1985.


Попутные ссылки:

mar_amirchanyan. Керамика стиля Камарес
a_fixx. Эксекий. Аякс и Ахилл играют в кости

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
egovoru
May. 9th, 2014 12:34 am (UTC)
А где на этой шкале Вы бы поместили вот эти горшки?
a_fixx
May. 9th, 2014 05:50 am (UTC)
Замечательные горшки! Но, боюсь, на эту "шкалу" не помещаются.. Другие культурные традиции. Хотя я с вами полностью согласен в том, что нужно пользоваться возможностью осваивать и присваивать чужую культуру. "Греческое чудо", как пишут, не в последнюю очередь было возможно именно благодаря этой способности греков пропускать через себя культурные достижения соседей.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono