?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

May. 9th, 2014


1. Фараон Микерин и его жена. Гиза. Ок. 2599-2571 г. до н. э. Шиферный сланец. Высота 138,4 см. Музей изящных искусств, Бостон.
2. Курос. Ок. 590-580 г. до н.э. Мрамор. Высота 188 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.


"Давайте сравним очень раннюю (ок. 600 г. до н. э.) греческую статую обнаженного юноши, называемую куросом, со статуей Микерина. Черты сходства бросаются в глаза: это и кубический характер скульптур, словно хранящих в себе форму блока, из которого они были высечены, и широкоплечий, с тонкой талией, силуэт, и положение рук с характерно сжатыми кулаками, и выставленная вперед левая нога, и тщательная моделировка коленных чашек. Общей для обеих статуй является и стилизованная манера передачи волос, делающая их похожими на парик. Египтянину греческая статуя, наверное, показалась бы "примитивной" — упрощенной, скованной, нескладной, недостаточно натуральной. Но есть у нее и свои достоинства, которые в египетскую мерку не укладываются. Во-первых, она совершенно объемна и самостоятельна — более того, перед нами первое в истории мирового искусства каменное изображение человека, о котором это по праву может быть сказано. Египетский мастер никогда не решался полностью освободить свои фигуры от камня, из которого они высечены. Более того, они всегда остаются в той или иной степени погружены в него: так, например, промежутки между ногами, между руками и торсом, или между двумя расположенными рядом фигурами всегда остаются частично заполнены. Сквозных промежутков египетские статуи не знают. В этом смысле все они принадлежат не объемной скульптуре в полном смысле этого слова, а высокому рельефу, предельным случаем которого они, по сути дела, и являются. Греческого скульптора же, напротив, пустоты не смущают нимало. Он решительно отделяет руки от торса и ноги друг от друга, избавляясь где только можно от лишнего материала (единственным исключением остаются лишь тонкие перемычки между кулаками и бедрами). Он явно стремится к тому, чтобы любая каменная деталь статуи входила в органическое целое как значимый элемент образа. Камень должен быть преображен, ему не позволено оставаться инертной, нейтральной массой.

Мы еще раз хотим подчеркнуть, что различие продиктовано в данном случае не техникой, а именно художественным замыслом скульптора. Освободив свое создание, греческий мастер сообщил ему дух, совершенно чуждый любой египетской статуе. В то время как эти последние дышат умиротворенностью, словно неведомые чары навеки избавили их от необходимости делать хоть малейшее усилие, греческие скульптуры полны напряжения и скрытой энергии. Прямой взгляд их широко раскрытых глаз резко контрастирует с мягким, устремленным вдаль взором египетских статуй."

Янсон Х., Янсон Э. Основы истории искусств. - СПб., 1996.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
egovoru
May. 11th, 2014 02:52 pm (UTC)
Интересная мысль о том, что "Египетский мастер никогда не решался полностью освободить свои фигуры от камня, из которого они высечены".

Строго говоря, это неверно: как показывает пример внизу (портрет Эхнатона из Карнака), египтяне вполне были способны делать полностью объемные фигуры. Однако, действительно, и в этом случае поза выбрана такой, чтобы не возникало никаких "дырок от бублика".

Автор Вашей цитаты отметает чисто техническое объяснение, но, может, все-таки в этом дело? Т.е., египтяне не изобрели еще нужных инструментов, или их материал не слишком подходил для таких вольностей?

EAkenatonLargeStatute2
a_fixx
May. 15th, 2014 07:47 am (UTC)
Наверное, под полным освобождением имелось в виду именно это, "дырки от бублика". А в части возможности технического объяснения затрудняюсь в комментариях. По крайней мере, мне не встречалось мнения, что сложности египтян в создании полностью самостоятельной скульптуры носили технический характер (что вообще они осознавали это как сложность и стремились её преодолеть).
А автор приведённой цитаты считается довольно авторитетным.
Если что-то попадётся по теме, делитесь :)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono