?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Жильбер (Гислеберт). Рельефы собора Сен-Лазар в Отёне
1130-1140.



Фрагмент фильма "BBC: Цивилизация" (1969)


"К лучшим монументальным памятникам бургундской школы относятся тимпаны церкви Сен Мадлен в Везеле (1125-1130) и собора в Отёне (1130-1140). <...>

Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. 1130-1140.


Тимпан в Отене украшен изображением Страшного суда. Мастер Жизлеберт решительно отказался от объемной передачи формы. Вся композиция больше походит на резьбу, чем на скульптуру. Уродливо вытянутые, лишенные весомости фигуры полны стремительного движения и в своей совокупности образуют полное беспокойной динамики целое. Зритель лишь постепенно начинает различать отдельные сцены. Надо всем господствует угловатый силуэт огромной фигуры Христа. Трактовка отдельных частных мотивов отличается наивной конкретностью. Такова сцена взвешивания душ. Дьявол плутует, со злобным смехом подтягивая книзу чашу весов с грехами. Охваченные страхом души, подобно малым детям, прячутся в складки плаща ангела, взвешивающего их добрые дела и, в свою очередь, придерживающего руками чашу весов. Однако подобные эпизоды растворяются в общем чувстве смятенности, сумрачной фантастичности, которое с такой силой выражено в общем ритме композиции.


Искушение Евы. Фрагмент северного портала собора Сен-Лазар. Ок. 1130. Музей Ролен, Отён.


Более гармоничен и естественно человечен, чем композиция тимпана, образ Евы в одном из рельефов храма в Отёне. Гибкие движения ее пластически моделированного тела, казалось бы, близки к волнистому ритму орнамента. Но своеобразная музыкальность и одухотворенность ритма, женственность, грация глубоко человечны; они воспринимаются как поэтизация красоты человеческого тела. Фигура Евы, композиционно связанная с обрамляющим ее орнаментом, вместе с тем четко выделяется, противостоит ему".


А. Я. Гуревич в работе "Культура и общество средневековой Европы глазами современников" (1989) рассматривает следующую особенность рельефа "Страшный суд" в отёнском храме:

"Воскресшие из мертвых в момент, когда они покидают могилы, уже разделены на оправданных и осужденных. Это явствует из их поз и жестикуляции, из выражения их лиц: преисполненные радости и надежды размещаются справа от ног Христа, пребывающие в отчаяньи - слева. Проклятые как бы колышатся от ужаса, их тела скрючены, голову одного из отвергнутых богом грешников охватывают огромные, напоминающие клешни лапы демона. Этот демон вытягивает грешника чуть ли не прямо из могилы, а рядом женщину обвивают змеи. Границу между добром и злом обозначает стоящий как раз посредине чреды восставших из мертвых ангел, он угрожает мечом одному из выходцев из могил".


Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.

<...>

"Необычность этой сцены столь велика, что отёнские каноники XVIII века, обескураженные ужасом, который внушал этот скульптурный рельеф, приказали скрыть его под гипсом, - восприятие радикально изменилось со времен средневековья. <...> Отбитая при гипсовке тимпана голова Христа была обнаружена в 30-е годы нашего столетия и водворена на место в 1948 году".

В "Страшном суде" Жильбера одновременно совмещаются две как будто бы противоречащие друг другу эсхатологические идеи. В соответствии с одной из них за душу каждого умершего незамедлительно вступают в спор ангелы и бесы, определяя соотношение его добрых и злых дел, и, таким образом, воздаяние и разделение происходит сразу после смерти. Согласно другой - разделение всех умерших произойдёт в некотором отдалённом моменте на общем Страшном суде. Гуревич объясняет такое совмещение особенностями средневекового сознания и восприятия:

"Рельефы на западных порталах соборов изображают Страшный суд. Но когда он происходит? Для церковного заказчика здесь нет вопроса: суд этот свершится по окончании земной истории. Так, естественно, воспринимает подобные картины и современный зритель. Но есть ли уверенность в том, что и носитель средневекового народного христианства видел в этих композициях неопределенное будущее? Все зависит от того, какой комплекс образов и идей содержался в его сознании, определяя восприятие запечатленных в камне эсхатологических обетований. Возникает предположение: зная рассказы о визитах временно умерших на тот свет, где они становились свидетелями адских мук грешников и слышали доносившиеся из рая славословия Творцу, рядовые верующие были склонны объединять эти образы со сценами на западных порталах и воспринимать их как происходящие скорее в настоящем, нежели в будущем. Лучше сказать: будущее и настоящее сливались в их представлении, и это их неразличение само по себе есть несомненное доказательство индифферентности в отношении ко времени"


Страшный Суд. Тимпан собора Сен-Лазар в Отёне. Фрагмент.


Дополнительные ссылки:

Posts from This Journal by “скульптура” Tag

  • Введение в историю искусства (курс лекций, ВШЭ)

    Хороший вводный курс по истории искусства от молодых преподавателей из ВШЭ. От Древнего мира до XX века. 70 коротких видео в среднем около 10 минут…

  • «Венера Брянская»

    К теме: Первобытное искусство «Венера» из Хотылёво. Ок. 23 тыс. л. н. Бивень мамонта. 5 см. (Фото: Александр Пахунов /…

  • Первобытное искусство (вводная часть)

    О проекте "Человеческий минимум" Происхождение человека. Преистория: Вступление. Источники Происхождение человека. Преистория:…

  • "Венера Виллендорфская"

    К теме: Первобытное искусство "Венера Виллендорфская". Ок. 25-28 тыс. л. н. Известняк. 11,1 см. Музей естествознания, Вена Найдена…

  • Искусство палеолита: Хронологический обзор

    К теме: Первобытное искусство 35-40 тыс. л. н. Самая древняя из найденных скульптур (наряду с "Венерой из Холе-Фельс") -…

  • Сунион без заката

    Храм Посейдона. Мыс Сунион, Греция. Ок. 440 до н. э. Мыс Сунион – обязательный и вместе с тем как будто необязательный пункт в программе…

  • (no subject)

    1. Фараон Микерин и его жена. Гиза. Ок. 2599-2571 г. до н. э. Шиферный сланец. Высота 138,4 см. Музей изящных искусств, Бостон. 2. Курос. Ок.…

  • Искусство Крита. "Ваза жнецов"

    "Ваза жнецов" Сосуд из виллы в Агиа Триаде. 2-я половина XVI в. до н. э. Археологический музей, Ираклион. ( Виппер Б. Р.…

  • Искусство Аккада. Стела царя Нарам-Суэна

    Стела царя Нарам-Суэна с изображением победы над луллубеями Из Суз. Ок. 2300 до н. э. Розовый песчаник. Париж, Лувр. "В искусстве…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
egovoru
Jun. 14th, 2014 03:15 pm (UTC)
Ну вот: автор текста вроде бы восхищается мастерством художника, но, тем не менее, пишет: "уродливо вытянутые" (фигуры)! Почему же "уродливо"? По-моему, необыкновенно выразительно вытянутые, а?..

А какой там дьявол с рукой в виде крокодила (на одном из фото по Вашей ссылке)!

Edited at 2014-06-14 03:20 pm (UTC)
a_fixx
Jun. 15th, 2014 10:55 am (UTC)
Конечно, выразительные. Так ведь и бесы там уродливые, но выразительные :) Мне кажется, автор никого не хотел обидеть :))

У "дьявола", если присмотреться, видны пальцы с когтями, т.е. "крокодила" он в руках держит. "Крокодил", очевидно, из себя грех представляет, его на чашу весов сейчас положат. А дьявол, думаю, другой - тот, который тянет весы вниз. Либо они все обычные бесы одного ранга примерно)
egovoru
Jun. 15th, 2014 12:02 pm (UTC)
Да, самого Царя тьмы, там, видимо, нет - эти двое, сидящий и стоящий, примерно равного ранга. А, может, это просто изображение разных моментов одного действия?

Еще мне очень понравились толстенькие свиньи в круглых медальонах со знаками Зодиака - это же свиньи, не правда ли?

В любом случае - и правда, замечательная резьба. Спасибо, что Вы нас с ней познакомили - до этого я ничего не знала об этом соборе.

Согласитесь, что она напоминает и наш собственный шедевр - резьбу Дмитриевского собора во Владимире? Видно, что в 12-м веке это была приблизительно одна и та же культура.


vladimir

a_fixx
Jun. 29th, 2014 10:58 am (UTC)
"изображение разных моментов одного действия". Может, и так. В левой части тимпана тоже есть повторяющееся изображение ангела и человека, которому он помогает подняться.

"толстенькие свиньи в круглых медальонах со знаками Зодиака". А я что-то свинок там не приметил :)

"Согласитесь, что она напоминает...". Похоже :)
Интересно, что Кеннет Кларк, например, считает именно XII век (а не эпоху Возрождения, допустим) моментом культурного, цивилизационного прорыва человечества:
"Наша умственная энергия, наш контакт с великими умами Греции, наша способность двигаться и меняться, наша вера в то, что путь к Богу лежит через красоту, наше чувство сострадания, наше ощущение христианского единства, - всё это возникло в течение ста изумительных лет между освящением Клюни и восстановлением Шартра".
egovoru
Jun. 29th, 2014 09:10 pm (UTC)
А вот, разве это не свиньи? Во всяком случае, какие-то очень симпатичные скоты.

pigs


А насчет 12-го века - если судить по его искусству, то точно, это было необыкновенное время в истории Европы.
a_fixx
Jul. 4th, 2014 08:53 am (UTC)
Да, наверное, свинки. Ничего не подозревающие :)
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono