?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Владимир Маяковский. 1914.

Место встречи: Петроград, Россия.
Дата встречи: конец 1915 - начало 1916 года.
Возраст: Маяковскому 22 года, Есенину - 20.

Известно воспоминание Маяковского о первой встрече поэтов:

«В первый раз я его встретил в лаптях и в рубахе с какими-то вышивками крестиками. Это было в одной из хороших ленинградских квартир. Зная, с каким удовольствием настоящий, а не декоративный мужик меняет своё одеяние на штиблеты и пиджак, я Есенину не поверил. Он мне показался опереточным, бутафорским. Тем более что он уже писал нравящиеся стихи и, очевидно, рубли на сапоги нашлись бы.

Как человек, уже в свое время относивший и отставивший желтую кофту, я деловито осведомился относительно одежи:
- Это что же, для рекламы?
Есенин отвечал мне голосом таким, каким заговорило бы, должно быть, ожившее лампадное масло. Что-то вроде:
- Мы деревенские, мы этого вашего не понимаем... мы уж как-нибудь... по-нашему... в исконной, посконной...

Его очень способные и очень деревенские стихи нам, футуристам, конечно, были враждебны. Но малый он был как будто смешной и милый. Уходя, я сказал ему на всякий случай:
- Пари держу, что вы эти лапти да петушки-гребешки бросите!

Есенин возражал с убеждённой горячностью».

В. Маяковский. Как делать стихи (1926)
.
Поэты из народа - Сергей Есенин и Николай Клюев. Петроград. 1916.

Конечно, Есенин в первые годы жизни в Петербурге осознанно играл крестьянина, выступая по салонам вместе с Н. Клюевым не только со стихами, но и с частушками под гармошку. Крестьянским трудом, как известно, он никогда не занимался, а до Петербурга жил три года в Москве, где посещал вечерний университет, работал в типографии, знакомился с литературной средой и осваивал модернистский поэтический язык.

«…По-хорошему чистосердечно (а не с деланной чистосердечностью, на которую тоже был великий мастер) сказал:
— Знаешь, и сапог-то я никогда в жизни таких рыжих не носил, и поддевки такой задрипанной, в какой перед ними предстал. Говорил им, что еду бочки в Ригу катать. Жрать, мол, нечего. А в Петербург на денек, на два, пока партия моя грузчиков подберется. А какие там бочки — за мировой славой в Санкт-Петербург приехал, за бронзовым монументом…».

А. Мариенгоф. Роман без вранья (1927)
.
Сергей Есенин после переезда из Москвы в Петроград. 1915 или 1916.


История с пари, между тем, нашла своё завершение позже:

«Есенин мелькал. Плотно я его встретил уже после революции у Горького. Я сразу со всей врождённой неделикатностью заорал: "Отдавайте пари, Есенин, на вас и пиджак и галстук!" Есенин озлился и пошёл задираться».

В. Маяковский. Как делать стихи (1926)
.

Posts from This Journal by “встречи выдающихся людей” Tag

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
egovoru
Mar. 15th, 2015 01:38 pm (UTC)
Да, это интересный парадокс: как поэт может оставаться "народным" - а в данном случае ведь претензия была на конкретно "крестьянским" - перестав быть крестьянином?
a_fixx
Mar. 15th, 2015 05:56 pm (UTC)
Может быть, расценивать эту крестьянскую бутафорию как случайное совпадение? Видимо, истоки народного приятия были на самом деле в чём-то другом. Вот Высоцкий стал народным поэтом и певцом без всяких лаптей. Их, кстати, часто сравнивают с Есениным. Тут интересно было бы поискать общие корни народной любви.
egovoru
Mar. 15th, 2015 11:45 pm (UTC)
"интересно было бы поискать общие корни народной любви"

Я думаю, что народная любовь может придти только в том случае, если автор затрагивает некие струны, чувствительные у каждого человека. Именно поэтому про тех, кто такой любовью не пользуется, как Вы знаете, "кино (книга, и т.д.) не для всех".

Крестьянский, как теперь бы сказали, имидж Есенина - думаю, далеко не случаен, а является реакцией на интерес общества в тот момент к подобной специфике; если угодно, на моду. Но, конечно, его популярность объясняется не только этим.

Что касается Высоцкого, я думаю (и даже, кажется, мы с Вами это уже обсуждали), что его популярность связана с его способностью передать переживание экстремальных состояний. Такие состояния - нечто, что объединяет всех людей, в том смысле, что от них никто не гарантирован.

А вот что касается Есенина, здесь мне труднее идентифицировать, что бы это могло быть такое. Может быть, у Вас есть соображения?
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono