?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



О проекте "Человеческий минимум"
Происхождение человека. Преистория: Обзор



Афина вкладывает душу в виде бабочки в голову человека, созданного Прометеем.
Бертель Торвальдсен. Афина и Прометей. 1807-1808. Музей Торвальдсена, Копенгаген.
thorvaldsensmuseum.dk

Происхождение человека - сюжет, в котором, кажется, спрятаны ответы на многие принципиальные вопросы, вне которых вряд ли возможно осмысленное существование: кто мы такие, чем отличаемся от других живых существ (и отличаемся ли), что нас определяет - отбор, приспосабливаемость к изменяющимся условиям (социальным в том числе) или нравственность, этика; куда мы идём, есть ли у нас назначение; человек - венец природы или случайный плод её слепых поисков? В их решении человечество до сих пор не демонстрирует единства.

Наука полтора века назад начала торить свой путь к ответам и за прошедшее время только укрепилась в его правильности. Французский священник и антрополог (неслучайное сочетание) Пьер Тейяр де Шарден писал в конце 1930-х: "В мире ещё встречаются люди, подозрительно и скептически настроенные в отношении эволюции". Как ни удивительно, эти слова можно повторить и сейчас. Замечательный журналист Андрей Максимов требует, чтобы эволюционную теорию и религиозное учение в школах преподавали на равных, как две версии происхождения человека1. Другой, не менее замечательный журналист и писатель Дмитрий Быков обвиняет теорию Дарвина в том, что она неэтична, называя её "оправданием свинства"2. Биологи не остаются в долгу, упрекая оппонентов в пещерном невежестве и между делом отсылая к достижениям современной нейробиологии, "которые убедительно показывают, что всё «духовное» в человеке целиком определяется вполне материальными процессами, происходящими в мозге". Это, в свою очередь, не может не вызывать негодование у священников и светских гуманитариев.

Между приведёнными крайностями есть как будто примиряющий взгляд, согласно которому наука и религия имеют разные "предметы ведения" ("Область науки - эмпирическая вселенная: из чего она состоит (факты) и почему она такова, как она есть (теория). Область религии - вопросы моральных ценностей" (Стивен Гулд). Однако, такое решение не снимает конфликта. Как показывает Ричард Докинз, один из самых ярких современных популяризаторов эволюционной биологии, у религии не получается не выходить за границы территории "моральных ценностей": непорочное зачатие, воскресение Христа, само его историческое существование - для верующих это вполне эмпирические факты. Вряд ли церковь согласится считать, что реального факта воскресения не было и всё это лишь образ и метафора для утверждения моральных ценностей. Впрочем, и учёные не готовы довольствоваться скромной ролью описателей винтиков механизма Вселенной, оставляя высшее знание о его Творце и назначении на долю "заведующих по морали". Да и мораль не считают чем-то совсем уж им "неподведомственным" - достаточно послушать рассуждения "российского Докинза" Александра Маркова (macroevolution) о "биологии совести". Больше того, религия и сама - бесчувственная ирония науки! - становится объектом исследования с эволюционных позиций.

Другой вариант разделения сфер влияния - тело и душа. Правда, отделить одно от другого пока не получилось ни у учёных, ни у клириков. А ведь есть ещё искусство и философия, тоже претендующие на осмысление мира. Конфликты и разграничения множатся: религия не признаёт искусство за ровню себе3, наука свысока поглядывает на философию. Опять же, где на всех набраться "предметов ведения"?

Более сложный путь к примирению предполагает признание того, что "предмет" один (мир и человек в мире?4) и нужно не демаркационные линии проводить, а искать возможности дополнения друг друга и тот угол зрения, под которым выявляется "нераздельное и неслиянное" единство мира. В том, что это возможно, убеждают примеры крупных учёных, имевших духовный сан (астрофизик Жорж Леметр, археолог, специалист по палеолитическому искусству Анри Брейль, уже упомянутый Пьер Тейяр де Шарден и другие). Синтезу научного и религиозного мировоззрения и идеям теоэволюционизма посвящена книга американского генетика Фрэнсиса Коллинза, руководителя проекта по расшифровке генома человека, "Доказательство Бога: Аргументы учёного" (2006).

Мечты о взаимопонимании и налаживании совместных познавательных усилий учёных, богословов, философов и поэтов сродни чаяниям о прекращении войн или о снятии языковых барьеров на Земле. Противоречия между людьми, как и внутри каждого отдельного человека, вероятно, вообще не разрешаются до конца, но также вероятно, что человек только и существует на разрыве этих противоречий, в усилии по соединению, собиранию разбегающегося и рассыпающегося мира.

Помимо "идеологических разногласий", очень мешают взаимопониманию или хотя бы диалогу на общих основаниях стереотипы, проникшие в массовое сознание. Человек, никогда не читавший ничего мало-мальски основательного об исследованиях в области антропогенеза, точно знает, что "недостающее звено не найдено", "переходных форм нет", "доказательств эволюции нет", "все выводы учёных основаны на подделках и единичных костях", "методы датировки останков ненадёжны" и "сам Дарвин отрёкся в конце жизни от своей теории". Замечательно, что появилась книга, в которой собраны все эти мифы и на каждый приведено спокойное и обстоятельное опровержение, - Соколов А. Мифы об эволюции человека (2015). Воинствующих скептиков в первую очередь можно адресовать к ней, так же, как сомневающихся в теории эволюции в целом - к электронной публикации "Доказательства эволюции" (под ред. А. Маркова, 2010).

Вообще, что касается авторитетных источников научно-популярного знания по теме "Происхождение человека", то в них сейчас недостатка нет. Так, рекомендации А. Маркова включают четыре полки хороших книжек. Памятуя, однако, о принципе минимальности, можно ограничиться следующим кратким списком (материалы расположены примерно в порядке возрастания временных затрат на освоение):



Перейти к обзору по теме "Происхождение человека. Преистория" >>



Примечания

1 Как тут не вспомнить эпизод из XVII века, когда папа Урбан VI щедро позволил Галилею изложить свои взгляды в книге при условии равного представления различных точек зрения - гелиоцентрической и геоцентрической систем. Книгу, впрочем, всё равно вскоре после издания запретили.

2 Пятый канал. Программа "Картина маслом". Выпуск: "Дарвин. Эволюция или революция?". 2010 (видео).

3 "Однажды... тоска просыпается в сердце человека, и он понимает, что культура, конечно, вещь замечательная, но нельзя не признать её условность и вторичность. Наиболее глубокие человеческие состояния, то, что на языке философии называется экзистенциалами человеческого бытия, глубже и выше культуры. И именно это приводит человека в религию" (Кураев А. Церковь и театр (интервью журналу "Театр") // Кино: перезагрузка богословием. 2004). В этом же сборнике, в статье "Культура как жемчужина", А. Кураев сравнивает культуру с костылями или лекарством, которые необходимы больному ("больной душе"), но не нужны здоровому. Здесь под культурой автором понимаются, конечно, её художественные проявления, искусство.

4 С тем, что любую науку, чем бы она ни занималась, интересует в конечном счёте человек и его место в мире, согласен, например, историк И. Данилевский.


Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono