Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Categories:

Дети-маугли (и снова о "грани")



О проекте "Человеческий минимум"
Происхождение человека. Преистория: Вступление. Источники
Происхождение человека. Преистория: Хронология


Ромул и Рем.
Капитолийская волчица. Фрагмент. Ок. 500 до н. э. Капитолийские музеи, Рим.

В связи с вопросом о "непреодолимой пропасти" между животными и людьми интерес вызывает феномен детей-маугли, выросших среди животных и не знавших до поры до времени человеческого общения. В отличие от историй Киплинга и Берроуза, с реальными "маугли" и "тарзанами" дело обстоит далеко не так обнадёживающе.

Существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, слуха, в меньшей степени других человеческих способностей — обоняния, осязания и вкуса, речи и чтения, игры на музыкальных инструментах, ориентации в природе и т. д. И если мозг не научится соответствующему умению в своё время, он уже не научится этому никогда. Для каждого навыка есть своя критическая возрастная черта. Для речи и прямохождения в качестве такой черты специалисты указывают возраст в 6 лет.

"Те, кто жил в обществе животных первые 3.5—6 лет жизни, практически не могут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми, несмотря даже на годы, проведённые в последующем в обществе людей. Это лишний раз показывает, насколько важными для развития ребенка являются первые годы его жизни".

Кузнецова Т. http://antropogenez.ru/interview/580/

"Из тех детей-маугли, которых находят в лесах или в домах у психически неполноценных родителей после пубертатного возраста, некоторые овладевают словами, а некоторые… учатся продуцировать неоформленные… предложения. Но они никогда не бывают способны овладеть грамматикой языка в полном объеме. <…> …Нормальное овладение языком гарантировано детям до шестилетнего возраста, и с этого момента оно все больше и больше ставится под угрозу до достижения ими пубертатного возраста, а потом редко имеет место".

Пинкер С. Язык как инстинкт

Из легендарных "маугли" известны Ромул и Рем, вскормленные волчицей. Первый достоверный "дикий ребёнок" был найден в 1344 году в Гессене (Германия), в лесу, "почти до четырёх лет он обитал в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков"1. А десятилетняя девочка, найденная в 1731 г. во Франции "так хорошо адаптировалась к жизни в лесу, что у неё удлинились большие пальцы рук, позволявшие легко "перелетать" с одного дерева на другое. Впоследствии "дикая девочка" стала монахиней. её старательно обучали самым простым христианским молитвам, но это давалось ей с очень большим трудом"2. Об одном из относительно недавних случаев нахождения "маугли" рассказывает физиолог Т. Кузнецова:

"Известно достаточно примеров, когда приемными родителями для потерянных или брошенных детей становились волки, собаки, медведи. Крупные обезьяны (шимпанзе, гориллы, орангутаны) избегают людских поселений и подобные примеры не описаны. Что касается обезьян более мелких видов, известны случаи, когда они похищали человеческих детей. Описана история ребенка-обезьяны из Уганды. 4-х летний Джон Ссебунья убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки. Нашли мальчика в 1991 году. Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. После того, как его поймали, Джона научили разговаривать и петь. Последнее, что стало о нем известно - то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки. Если до изоляции от общества у детей были некоторые навыки социального поведения, процесс их реабилитации происходит значительно проще".

Но самый известный и тщательно задокументированный случай - это 12-летний Викто́р из Аверона (Франция), найденный около 1799 г., с которым несколько лет занимался молодой врач Жан Марк Итар, поставивший себе целью доказать, что если заниматься с этим ребёнком должным образом, он сможет стать нормально развитым. "Успехи в обучении оказались более чем скромными: к юношескому возрасту мальчик научился узнавать различные предметы бытовой обстановки, понимал значение нескольких слов и умел правильно их произносить, он мог написать и прочитать некоторые из них, недостаточно ясно понимая их значение. На этом его развитие замедлилось и затем остановилось, последующие попытки продолжить обучение ни к чему не привели"3. О Викторе есть фильм Франсуа Трюффо 1970 года "Дикий ребёнок" ("L' Enfant sauvage"), сам режиссёр сыграл врача.

Явление детей-маугли лишний раз подтверждает, что наша "человечность" крайне хрупка и ненадёжна и что наше родство с природным миром гораздо теснее, чем кажется. Вместе с тем, снова встаёт вопрос об уровнях, степенях "человечности". Адаптация возвращённых к людям "маугли" проходила по-разному, качественный уровень этой адаптации зависел от того, в каком возрасте ребёнок лишился человеческого общения, чему успел научиться до этого, сколько лет провёл в диком состоянии. Вероятно, на степень адаптации влияли и генетическая обусловленность, и способы обучения ребёнка по возвращении к людям, и многие другие факторы. Привело ли это лишь к количественным различиям в "уровнях сложности работы нервной деятельности"? Мне теперь кажется, что ответ нужно искать в следующей развилке.

Если допустить существование трансцендентного и, соответственно, связи человека с ним, то можно предположить также то, что эта связь бывает нарушена или затруднена, как бывают сломанные или засорённые трубы. По-видимому, могут быть и разные степени "засорённости". Но даже в случае исправности трубы для того, чтобы вода начала поступать по ней, нужно включить кран. Каким образом он включается? Совершенно различными способами, как спонтанными (классический пример - с пирожным "мадлен" у Пруста), так и выработанными человечеством (искусство, религиозные обряды, философия). У засорённости "трубы" есть степени, но у "воды" - нет. Либо она поступила по трубе, либо нет (кстати, вода одна и та же на все трубы, если источник один). При выключенном кране разница между сломанной и исправной трубой никак себя не проявляет, а чаще всего кран как раз и выключен.

Если же, как поступает наука, не принимать во внимание то, что не доказано и не объяснено, то "вода" из такой картины мира исчезает, остаются одни "трубы", отличающиеся действительно только количественно: по размеру сечения, засорённости и изношенности. Так что спор о "грани" или о "включении" самосознания имеет, по-видимому, столько же смысла, сколько спор о существовании Бога. Диалог же вместо спора отнюдь не исключён и даже необходим.



Примечания

1 Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч. 1. М., 2005. С. 56.
2 Там же.
3 Жмуров В. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

Tags: антропология, в строчку, преистория, природа, человеческий минимум
Subscribe

Posts from This Journal “человеческий минимум” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments