Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Categories:

Обзор опытов краткой истории человечества



О проекте "Человеческий минимум"


Съёмки фильма "Апокалипсис" (2006). Режиссёр Мэл Гибсон и непрофессиональные актёры майя, потомки древней цивилизации.

Перед дилетантом всегда стоит проблема времени. Не просто – времени не хватает, дескать, других дел невпроворот, а скорее как у Ипполита из "Идиота" Достоевского: "Еще до синтаксиса не дойду, как помру", – и учебник греческой грамматики летит под стол. Впрочем, ведь любой человек, в чём бы он ни был специалистом, в самом главном, в отношении к жизни – дилетант и практик одновременно. Положение не из лёгких: с одной стороны, бесконечно расширяющийся с каждым новым знанием круг незнания (ещё и скорби, по Экклезиасту), с другой – необходимость жить в ограниченном времени, следуя своему заведомо неполному знанию.

В познании, если под ним подразумевать не просто накопление информации, а понимание сути вещей и удержание этого понимания, дилетанту, по-видимому, нужно идти от целого к частному, от общей картины к всё большему прояснению деталей. На самом деле, вероятно, всё посложнее – чтобы достичь глубины, приходится быстро менять масштабы, ракурсы и фокусировку, но какая-то исходная модель целого должна всё-таки присутствовать. Если интересует география планеты Земля, то сперва, возможно, стоит взглянуть на неё из космоса (повертеть земной шарик в Google Earth?). Если браться за историю, то почему бы не начать с краткой, очень краткой истории.

Научно-популярные и публицистические опыты такой спрессованной истории мира и человечества, доступные на русском языке, насколько можно судить, немногочисленны, но выбор всё же есть.

В американском фильме "История Земли за 2 часа" (имеются в виду, наверное, академические часы – фильм идёт 1 ч. 28 мин.) центральным понятием выбрана энергия, которая была создана Большим взрывом и до сих пор определяет нашу жизнь. История человечества при таком подходе предстаёт историей борьбы за существование, за потребление всё большего количества калорий, за размножение. "Главный сюжет истории жизни – это конкуренция за энергию", – говорится в фильме. О достигнутых человечеством результатах с гордостью сказано: "Мы научились использовать в 50 тысяч раз больше энергии, чем наши предки всего 10 тысяч лет назад". Взгляд оптимистический, хотя и очевидно ограниченный (но в том и штука – кто пишет предельно краткую историю, ограничен уже самой этой краткостью: в рассказе, в отличие от романа, есть только одна сюжетная линия). К достоинствам фильма можно отнести то, что он постоянно связывает жизнь человечества с "жизнью" всей Вселенной – звёзд, планет, химических элементов, природы, помогая избавиться от дурного антропоцентризма. При отсутствии в фильме каких бы то ни было религиозных или философских мотивов само переданное ощущение единства человека с космосом, наличия общих законов для звёзд, молекул и людей выводит к предельным вопросам, которые, возможно, и не охватывались замыслом авторов.

Два часа не предел. На YouTube есть смонтированное из подобных научно-популярных фильмов добросовестное видео с поясняющими титрами, в котором за 10 минут проносится история Вселенной и Земли до момента возникновения человека:





Безусловно, пристального внимания заслуживает книга австралийского историка Джеффри Блэйни "Очень краткая история мира. Заметки на полях истории человечества", написанная в 2004 году, в которой на менее чем 500 страницах охватывается период со времени расселения человека за пределы Африки до наших дней. Автор уделяет особое внимание научным и техническим изобретениям, мировым религиям, географическим открытиям, намеренно избегает европоцентризма, отдавая должное истории Китая, Индии, Америки, Австралии, даже Новой Зеландии. Один из главных сюжетных мотивов книги – постоянно сокращающийся мир – приводит к закономерному предположению-мечте о едином мировом правительстве, в которое, правда, в свете текущих политических событий мало верится. Гуманистический посыл автора книги несомненен, но подводя итог переменам, произошедшим с человеком за тысячелетия он не столь оптимистичен, как создатели фильма "История Земли за 2 часа":

"Ни одна из этих глубоких перемен не изменила ни человеческой воли, ни человеческих тревог, ни человеческого стремления либо к свободе, либо к конформизму. Многочисленные победы науки и техники затронули по преимуществу лишь поверхность жизни. В нашу эпоху массового производства в деревне и в городе легче удовлетворить желудок, чем разум. Легче излечить болезни, чем исправить человеческое поведение и прекратить войны".

Книгу Блэйни дополняет более энциклопедическая "Краткая история мира" Алекса Вульфа (2008), изобилующая иллюстрациями и подробными хронологическими таблицами. Авторский голос в ней не так отчётлив, но как справочник она весьма информативна.

Среди русскоязычных авторов попытку изложения в сжатом виде и осмысления мировой истории предпринял историк и футуролог Игорь Бестужев-Лада ("Очень уж краткая история человечества", 2007, 224 с.) Правда, рекомендовать эту книгу не осмелюсь. В ней излагается много упрощённых, стереотипных, а то и вовсе неверных представлений, наследуемых в том числе от марксистской науки (о матриархате в первобытном обществе, о нещадной эксплуатации рабочих на строительстве в Древнем Египте, о "грубом произволе и насилии феодала, освящённом принудительными схоластическими догмами религии" в Средневековье и т. д.) История XX века в книге почти полностью свелась к истории СССР и чем дальше, тем тенденциознее становится изложение. Понятны переживания автора по поводу "распада великой державы", но вся эта навязшая в зубах риторика – плевки в сторону "Запада", оскорбительные замечания по адресу сошедших с политической арены деятелей и дифирамбы действующему главе государства, – мало того что просто недостойна учёного, так и не слишком уместна в работе о мировой истории. Под занавес автор доходит, видимо, до своей основной идеи – о сокращении численности населения Земли, необходимом для выживания человечества, при этом требование не продлевать жизнь безнадёжно больным замечательным образом завершается проповедью Дружбы и Любви (с большой буквы).

Той же утомительной риторикой, что и в книге И. Бестужева-Лады, только с ещё более крепкими выражениями типа "холуйствующих сателлитов Запада" (про Польшу и прибалтийские государства) наполнена статья марксистского историка Юрия Семёнова "История человечества от возникновения до наших дней в предельно сжатом виде с ещё более кратким прогнозом на будущее" ("Философия и общество", № 3/2009).

Стоит отметить эссе либерального православного священника Якова Кротова "История человечества в самом сжатом очерке", действительно очень краткую историю человечества, около 3000 слов. Автор идёт к определению истории человечества как бы апофатически, последовательно отвергая понимание её как истории изобретений, истории выживания, истории мирного сосуществования людей и государств и приходя к следующему выводу: "Сегодня история – это прежде всего история человека как существа, созданного для общения, осуществляющегося в общении". По мысли автора, общение это должно быть основано на личных отношениях с Богом, на стремлении к любви и свободе, и, кроме того, "история есть победа над животным в человеке, над усталостью и цинизмом". Мне эти идеи довольно близки, однако если речь именно о человечестве в целом, то стало ли оно более человечным, свободным и любящим в ходе своей истории? Наверное, говорить о развитии в таких вещах, которые достигаются прорывами, озарениями, затруднительно.

Строго говоря, последние две упомянутые работы сосредоточены не столько на отдельных, пусть даже ключевых, событиях истории, сколько на осмыслении исторического развития в целом, т. е. тяготеют к философии истории (религиозной, в случае Я. Кротова), но раз мы начинали с необходимости понимания и осмысления, то подобные опыты тоже не посторонние в теме обзора. В контексте этой темы интерес представляют и взгляды на историю человечества петербургского культуролога Алексея Машевского. В концентрированном виде они сформулированы, например, в эссе "О расчеловечивании". А. Машевский понимает историю человечества как "историю повышения рефлективности сознания, расщепляющей мировосприятие". Такое понимание напрямую связано с идеей о "трёхипостасности" человека как существа телесного, социального и духовного (подробнее см., например, статью "О духовности и её типах"). Человек, согласно этому подходу, проходит путь от телесной духовности первобытного дикаря, когда всё его существование одновременно и утилитарно и духовно, через принудительную, автоматическую духовность в Средневековье, где человек осуществляет свою духовность через социальные институты и обряды, к автономной духовности Нового времени, индивидуальному пути и ответственности каждого за своё пребывание в смысловом поле.

Подумалось, что вообще это полезно - написать свою очень-очень-очень краткую историю человечества, скажем, в тысячу слов, чтобы отрефлексировать ту исходную модель целого, о которой говорилось. Эта модель неизбежно выразит в концентрированном виде и мировоззренческие установки "историка", поскольку ему придётся отбирать по каким-то критериям важнейшие события и выстраивать единый сюжет. Думаю, написание подобной "истории" может быть хорошим опытом отделения зёрен от плевел и инструментом самопознания. Пожалуй, вместо визитки я бы просил предъявить свою кратчайшую историю мира. Сразу понятно, с кем имеешь дело.

Tags: в строчку, дневник читателя и зрителя, история, человеческий минимум
Subscribe

Posts from This Journal “человеческий минимум” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments