?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



К теме: Отличие человека от животного



Роберт Сапольски - биолог, невролог и нейрохирург, профессор Стэнфордского университета в США, автор нескольких научно-популярных книг, в том числе «Почему зебры не болеют язвой» и «Мемуары примата: Необычная жизнь невролога среди бабуинов».

В движении "Брайтс" перевели на русский его лекцию "Мы особенные? Или просто приматы?". Другая лекция, очень близкая по тексту к этой, с теми же примерами, опубликована на "Снобе", там же есть её конспект.





Сапольски утверждает, что отличие людей от животных никак не связано с генами и нейронами. На остроумных примерах он показывает те механизмы, которые имеют схожее устройство у животного и человека, хотя могут использоваться человеком иначе, - сюда входит агрессия, модель психического, "золотое правило" морали (поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой, и наоборот), эмпатия (сопереживание), удовольствие от предвкушения награды, даже культура.

А вот то, что не имеет аналогов в животном мире, сводится у Сапольски к двум пунктам. Это, во-первых, образное мышление (использование символов, метафор, фигур речи, отвлечённых идей), причём в процессе развития мы заставили работать свой мозг метафорическим же образом: за реакции на моральное отвращение или на чужую боль у нас реагируют те же отделы мозга, которые активируются соответственно при вкусовом отвращении и физической боли. Смешивание символического и реального у человека учёный подтверждает ссылками на эксперименты, из которых очень интересным показался тот, где участников просили рассказать о своих грехах, после чего части из них дали возможность сходить в туалет умыться, а другим нет. После этого в комнату с участниками эксперимента входил ассистент, у которого было много бумаг в руках, и он их ронял. Те испытуемые, которые умылись, были меньше расположены помогать ассистенту, так как они уже "очистили" свои грехи. Здесь удивительным образом евангельская метафора про "умывание рук" работает на самом буквальном уровне.

Главной же нашей особенностью и отличием Сапольски называет моральный императив или стремление сделать невозможное, изменить мир к лучшему несмотря на твёрдое опытное знание о невыполнимости этого. Между тем, сам Сапольски убеждённый атеист и не связывает наличие этого императива обязательно с религией, но при этом считает поступки людей в соответствии с ним вопреки всему остальному "одной из самых нерациональных, безумных и величественных вещей, на которые мы способны как вид". Он, впрочем, не делает и явного вывода об исключительно имманентной основе нравственного императива.

Не лишне заметить, что деятельность Элен Прежан1, на которую ссылается Сапольски в качестве примера веры в невыполнимое, сама по себе незаурядна. Вряд ли иррациональное стремление улучшить мир переполняет все семь с лишним миллиардов человек на Земле 24 часа в сутки. Стоит ли в таком случае распространять это свойство как неотъемлемое на всё человечество в противопоставление животному миру? Свои мысли по этому поводу я пытался сформулировать ранее здесь.



Примечания

1 Католическая монахиня, которая заботилась об осуждённых к смертной казни на юге США. Её истории посвящён фильм "Мертвец идёт" (реж. Т. Роббинс, 1995).



Posts from This Journal by “антропология” Tag

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
egovoru
Mar. 31st, 2016 12:59 pm (UTC)
"Сапольски утверждает, что отличие людей от животных никак не связано с генами и нейронами"

Ой! А чем же, по его мнению, определяются эти самые способность к использованию символов и моральный императив, которые и отличают нас от животных? Не иначе как душой, вложенной в нас Всевышним?

Edited at 2016-03-31 01:13 pm (UTC)
a_fixx
Mar. 31st, 2016 04:53 pm (UTC)
Да нет, он как раз атеист и про Всевышнего ничего не говорил :)
Действительно, какого-то определённого объяснения о природе этих способностей он не дал. Может быть, так честнее? Ведь если ответить, что они имеют физиологическую или биохимическую природу или что отличие нас от животных в количестве нейронов, - разве этот ответ что-то объяснит?
Вот Марков пишет: «Конечно, наука и сегодня не может похвастаться полной расшифровкой всех тайн человеческой психики. Нерешенных проблем еще много. Главная из них в том, что нейробиологи не могут пока даже теоретически себе представить, как из нейронов и синапсов может быть сделан воспринимающий субъект – "я"».

А как бы Вы ответили на вопрос о природе нравственного императива? Или на вопрос об отличии людей от животных?
egovoru
Mar. 31st, 2016 10:58 pm (UTC)
"А как бы Вы ответили на вопрос о природе нравственного императива? Или на вопрос об отличии людей от животных?"

Если кратко, то нравственный имтератив - это эволюционный механизм, сформировавшийся у нас в результате совместного существования (иными словами, те, кто смогли научиться кооперации, получили преимущество выживания перед теми, кто не смог).

Отличие же людей от животных в том, что у нас есть такие психические явления, которых у животных нет (и сознание - одно из них). Что не исключает того, что у животных есть отдельные компоненты, предпосылки к оному - например, вот это.
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono