?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Карен Шахназаров на съемках сериала "Анна Каренина"

Пока из отзывов о сериале наиболее интересным показалось мнение Дмитрия Быкова, а немногочисленные попытки заступиться за фильм (раз, два) выглядят не слишком убедительно.

* * *

Что касается замысла фильма, Карен Шахназаров не скрывает, что его интересовала главным образом тема взаимоотношений мужчины и женщины (об этом он говорит и в "Белой студии", и говорит, надо заметить, скучновато). Из многогранного романа, таким образом, извлекается одна грань - история любви и непонимания в этой любви. Часто приводят слова самого Толстого о своём романе: "Я горжусь... архитектурой - своды сведены так, что нельзя и заметить, где замок". Благодаря фильму Шахназарова становится понятно, что без второй половины "свода", без линии Левина и Китти, постройка не удерживается, одинокая история Анны становится плоской и приземлённой. Дело оказывается не в том, что Левин автобиографичен и выражает терзания самого Толстого, а в том, что только опираясь друг на друга, эти две истории возвышаются, выходят из того "отношенческого", любовно-семейного плана, и тогда адюльтер с Вронским становится почти богоборческим и трагическим актом человека, настаивающего на своём праве на счастье, на устроение собственного бытия. У Шахназарова получается, скорее, затянутый очерк на тему семейной психологии. Кстати, именно семейной, потому что, скажем, тема страсти, безумной, необъяснимой и губительной, не в фокусе фильма, картина зарождения этой страсти размыта. Зато мы в подробностях можем увидеть, почему не получается семейное счастье у Анны с Вронским: ей нужно, чтобы он был всё время с ней, а у него есть ещё другие интересы в жизни, общественная деятельность, друзья. Это всё может быть интересно и глубоко, конечно, дело не в "мелкотемье", а в том, что не видно средств, за счёт которых эта глубина могла быть обретена.

По-видимому, таким средством должна была стать "военная" часть фильма с состаренным (но не состарившимся) Вронским. Казалось бы, вполне по-толстовски - сцены мирной жизни перемежаются военными действиями, к тому же, вот вам вторая половина свода взамен Левина. Кинокритик Ю. Гладильщиков высказывает предположение, что "Шахназаров хотел показать прозрение Вронского по отношению к русскому высшему обществу, которое инфантильно, эгоистично, губит страну, а потому и японская война не может быть выиграна", с которым трудно согласиться. Для искусства сомнителен уже сам поиск виновных в гибели страны, это больше по ведомству идеологии. Да и высшее общество во всей этой истории демонстрирует, скорее, не инфантильность и эгоистичность (тогда уж и Каренина не менее эгоистична), а ханжество. И в сериале тема лицемерия высшего света, травли Анны тоже не заостряется (можно сравнить с фильмом Райта). К тому же, если даже допустить, что Вронский ничего не понимал про свет, а после романа с Анной "прозрел", то это "прозрение" должно было наступить, вероятно, много раньше русско-японской войны. Предположу со своей стороны, что "военная" часть фильма оправдывалась замыслом показать всю историю глазами Вронского и, кроме того, как уже говорилось, была призвана "подпереть" оставшуюся в одиночестве линию Анны. На мой взгляд, "подпереть" не получилось, потому что эта вторая часть не выросла в самостоятельную историю - для сюжета, соизмеримого с основным рассказом, спасения девочки-китаянки, напоминающей Вронскому о погибшей дочери, оказалось недостаточно. Как результат, с точки зрения архитектуры сериал вышел сильно перекошенным; возможно, даже есть угроза обрушения от топота чёрных коней с кучером из преисподней, уносящих Анну то ли на последний вокзал, то ли за грань безвкусицы.



Posts from This Journal by “кино” Tag

Comments

( 27 comments — Leave a comment )
egovoru
Apr. 27th, 2017 12:42 am (UTC)
Для меня главным в этом романе была попытка Левина обучить своих крестьян новым, более эффективным методам хозяйствования, так что то, что Шахназаров выкинул Левина, меня не радует :(

Что же касается Анны, то ведь главным ее огорчением было то, что она не может показаться с Вронским в театре, так что, по-моему, это роман ни о какой ни о страсти и т.д., а о ценности социальных условностей :)

У Шахназарова мне нравится только "Курьер", так что чего-то не хочется смотреть этот сериал :(
a_fixx
Apr. 27th, 2017 07:03 am (UTC)
>> Для меня главным в этом романе была попытка Левина обучить своих крестьян новым, более эффективным методам хозяйствования...

>> это роман ни о какой ни о страсти и т.д., а о ценности социальных условностей

Не совсем понял, что же главное в романе, по Вашему мнению, - эффективные методы хозяйствования или ценности социальных условностей? :) Или в каждой линии - своё?
egovoru
Apr. 27th, 2017 11:54 am (UTC)
В юности, когда я впервые прочла этот роман, описание того, что люди не хотят изменять свои старые привычки даже тогда, когда сами видят, что новые - более эффективны, стало для меня откровением. Но в романе эта тема - достаточно периферическая.

Что же касается его центральной темы - потребности индивидуума в одобрении социума, то я о ней и тогда знала, поэтому в целом эта книга меня не слишком заинтересовала. Но мне кажется примечательным, что мотивацию Анны часто описывают совершенно, на мой взгляд, неверно: например, постоянно говорят о ее любви к детям, в то время как о сыне она вспоминает один раз на протяжении всего романа, а дочь, рожденную от якобы любимого человека, она вообще ненавидит :(
Alex Krylov
Jun. 11th, 2017 10:11 am (UTC)
Не знаю, специально или просто так получается, но современные российские экранизации классики мне кажутся попыткой ее "адаптировать" к современным российским реалиям. Но та пустота и пошлость, которую я в них ощущаю, только еще сильнее подчеркивает глубину бездны, в которую провалилась Россия в 20-м веке. Каренина в этом отрывке - хабалка, базарная баба. Я бы ее сам под поезд толкнул не задумываясь, если бы она рядом со мной на перроне закатила бы такую сцену. А, ведь, британский сериал "Война и мир" у меня таких блевотных рефлексов не вызывает.
egovoru
Jun. 11th, 2017 02:45 pm (UTC)
Я, признаться, тоже не поклонница нынешнего российского кино, но Шахназарова-то трудно назвать "нынешним" - он все же продукт прежней эпохи. Я видела несколько его фильмов, но нравится мне только один - "Курьер". Всем остальным - даже тем, где играют любимые мною актеры, как "Город Зеро" или "Американская дочь" - все-таки чего-то не хватает :( Так что, увы, "Курьер" - это, по-видимому, случайная удача этого режиссера, что, конечно, нисколько не уменьшает достоинств этого фильма.

Что же касается "адаптации к современным условиям", то, я полагаю, в той или иной мере этим грешат все постановки. В частности, в той же "Анне Карениной" (и не только!) это очень бросается в глаза при выборе актрисы на главную роль. Идеал женской привлекательности сильно меняется со временем, но режиссеры всегда - видимо, вполне сознательно! - следуют современному идеалу, а не тому, который был в чести во времена действия экранизируемого произведения. Я отлично помню, что у Толстого в тексте упоминается, что Анна была довольно упитанной - и, тем не менее, в ее роли снимают "глисту" Киру Найтли!

Боярскую я видела в "Парке советского периода", и мне показалось, что играть она в принципе не может - как, впрочем, и Найтли, которую я видела в паре других фильмов :( К тому же у них обеих ужасно глупый вид - а Анна все-таки не была клинической идиоткой. Так что ни ту, ни другую экранизацию я смотреть не собираюсь.
Alex Krylov
Jun. 11th, 2017 03:14 pm (UTC)
Что касается внешнего вида, то британцы и в "Войне и мире" не следовали описаниям Толстого, но в том, что они поменяли цвет волос у Ростовой и Курагиной, был какой-то скрытый смысл. У героинь может быть другой цвет волос или фигура, но не уровень воспитания. Такое чувство, словно роль Преображенского поручили Шарикову. Я постоянно вспоминаю, как в 90-е годы слушал в Минске выступление атташе Франции по культуре графа Толстого. Это был единственный раз, когда мне удалось послушать "старорежимного" русского. И тогда я понял, что эта манера говорить в старых фильмах про аристократию - не выдумка, не кривляние. Они на самом деле были насквозь рафинированными, утонченными. Сегодня за такое поведение быстро схлопочешь кликуху "голубой".
egovoru
Jun. 11th, 2017 03:35 pm (UTC)
Да, конечно, впечатление анахронизма складывается не только от "осовремененных" фигур актрис, но и еще более - от полного несоответствия их поведения и речи тем, которые ожидаешь от их персонажей. Допустим, о манерах наполеоновской эпохи нам судить уже трудновато, но вот, скажем, недавний сериал о Екатерине Фурцевой: его создатели взяли на эту роль девку с обложки современного глянцевого журнала - и она не только так выглядит, но и ведет себя соответственно!

Станиславского "не верю", увы, уже недостаточно для выражения охватывающих зрителя эмоций :( Я смогла выдержать только 10 секунд этого зрелища и так и не поняла: то ли его авторы не удосужились посмотреть на хотя бы одну фотографию своей героини (не говоря уже о том, что ведь есть и кинохроника!), либо они сделали это сознательно, чтобы не отпугнуть современного зрителя?
Alex Krylov
Jun. 11th, 2017 05:58 pm (UTC)
В СИНЕМАТЕКЕ был интересные материал на эту тему "Фенстори" участника floe. Таким образом переформатируется сама история и ее восприятие, а также современники, воспринимающие данную версию истории за чистую монету. В данном контексте писали и о последних фильмах про "оттепель". То есть это не "косяки" авторов, а сознательная политика. Любопытно еще то, что эта технология переписывания истории была показана в одной из последних серий "Доктора Кто", только там этим занимались инопланетные пришельцы. Землянам внушалось, что пришельцы всегда жили среди людей и всем своим развитием они обязаны пришельцам. То есть, экстраполируя на российскую действительность, людям внушают, что гопники и хабалки всегда были российской элитой.
egovoru
Jun. 11th, 2017 07:52 pm (UTC)
"В данном контексте писали и о последних фильмах про "оттепель". То есть это не "косяки" авторов, а сознательная политика"

Если Вы имеете в виду сериал Валерия Тодоровского, то там еще и чудовищно плохо играют. Я заставила себя посмотреть первую серию, но на большее меня не хватило.
Alex Krylov
Jun. 12th, 2017 05:33 am (UTC)
Я с первого раза тоже этот сериал не осилил, но потом заболел и с притупленным восприятием его осилил. Потом написал серию статей в Другое кино о фильмах про "оттепель", чтобы показать разницу между тем, как то время воспринималось современниками, и тем, что показал в своем сериале Тодоровский.
Alex Krylov
Jun. 12th, 2017 07:38 am (UTC)
У меня небольшая просьба как модератора СИНЕМАТЕКИ. Сообщник noname_rambler жалуется, что не может оставить комментарий под своей рецензией на "Фауста", используя ЖЖшный эккаунт. Не могли бы вы проверить, является ли это общей проблемой ЖЖ-юзеров или только его персональной проблемой.
egovoru
Jun. 12th, 2017 12:37 pm (UTC)
Да, у меня тоже не получилось. Нажимаешь кнопку "Публикация", а браузер перескакивает на прежнее окно, и так до бесконечности :( Может, попробуете написать в техподдержку?

Заодно, может, стоит попробовать попросить их отменить требование распознавать изображения в том случае, если входишь со своего ЖЖ-аккаунта - а то непонятно, зачем же тогда заходить из ЖЖ? Я думаю, такое разрешение существенно увеличило бы им число посещений.
Alex Krylov
Jun. 12th, 2017 12:59 pm (UTC)
Похоже, что в Блоггере был сбой, потому что в RSS нет свежих комментариев. Но судя по тому, что наш сообщник наконец залогинился, проблема уже решена. А что касается картинок, то я Вам оставлял комментарий о том, что нашел опцию в настройках и отключил ее. Неужели до сих пор запрашивает?
egovoru
Jun. 12th, 2017 01:07 pm (UTC)
Да, запрашивает неизменно :(
Alex Krylov
Jun. 13th, 2017 04:43 am (UTC)
Возможно это такая шпилька конкуренту, чтобы заставить ЖЖ юзеров регистрироваться на Блоггере. У меня, например, никаких проблем комментировать в ЖЖ, используя свой Гугл плюс экаунт.
a_fixx
Jun. 13th, 2017 07:24 am (UTC)
У меня сначала тоже не получилось под логином в ЖЖ отправить комментарий, потому что до этого был выполнен вход в аккаунт в Google. Вышел из Гугла, смог отправить коммент из ЖЖ. Но подтверждение с картинками всё равно требуется. Если не трудно, удалите, пожалуйста, нижний комментарий (отправлен в 10:17). https://cinemathequelv.blogspot.ru/2017/06/2017.html

Edited at 2017-06-13 07:42 am (UTC)
Alex Krylov
Jun. 13th, 2017 08:36 am (UTC)
Тогда, может быть, удобней использовать экаунт Гугл. Точнее, можно использовать экаунт Блоггера. Его даже можно назвать так же, как в ЖЖ. Правда, когда пишешь комментарии, используя экаунт ЖЖ, он отражается как активная ссылка на Ваш ЖЖ. Да уж, приходится на начальном этапе помучиться, разбираясь со всеми этими тонкостями.
Alex Krylov
Jun. 11th, 2017 06:01 pm (UTC)
Вообще на эту тему очень интересно рассказывал покойный Дондурей на Эхе в передаче "Персонально ваш". Очень рекомендую Вам и хозяину блога.
a_fixx
Jun. 13th, 2017 07:35 am (UTC)
Там много передач с ним. Эту имеете в виду? - http://echo.msk.ru/programs/personalnovash/1636746-echo/
Alex Krylov
Jun. 13th, 2017 08:40 am (UTC)
Те передачи, которые я помню, вели двое парней. Но, думаю, они все интересны.
livejournal
Apr. 27th, 2017 01:32 am (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
Alex Krylov
Jul. 5th, 2017 05:10 am (UTC)
Ваша рецензия заняла первое место в рейтинге популярности сообщества СИНЕМАТЕКА на начало июля. В награду за первое место следующая рецензия победителя публикуется вне очереди. Но у Вас к сожалению, не осталось не опубликованных в сообществе рецензий. Пишите еще.

Edited at 2017-07-05 05:11 am (UTC)
a_fixx
Jul. 5th, 2017 07:00 am (UTC)
Спасибо, буду писать)
А Вы разве сохранили на новой платформе рейтинги и голосования? Я что-то не вижу.
Alex Krylov
Jul. 5th, 2017 08:02 am (UTC)
Справа внизу есть рейтинги популярности рецензий, общий и за последние 30 дней. На сегодня Ваша рецензия занимает первое место и в первом и во втором рейтинге. Данный рейтинг определяется очень просто - Блоггер подсчитывает количество посещений. Ваша рецензия оказалась наиболее посещаемой.
Alex Krylov
Jul. 5th, 2017 08:09 am (UTC)
Я понимаю, что данный рейтинг не соответствует философии сообщества, так как популярность - это не то качество, которое больше всего ценится среди участников сообщества. Но учитывая интеллектуальный уровень тех, кто его читает, думаю, эта популярность не такая дешевая. Кроме того, остался тэг "избранное" и я планирую предложить читателям самим определять, какие из рецензий достойны быть им отмечены.

Edited at 2017-07-05 08:11 am (UTC)
Илона Давыдова
Jul. 24th, 2017 08:51 am (UTC)
Не могу не встать на защиту Шахназарова и Боярской!
Рецензия Илоны Давыдовой

Считаю своим гражданским долгом уравновесить этой статьей многочисленные отзывы в интернете, которые возмущают меня и удивляют – до глубины души. Неужели так мало осталось в нашем, некогда очень одухотворенном обществе, настоящих ценителей искусства?
Или другое: почему люди ныне - такие злые?
Я так возмущена, что не боюсь быть грубой: они ведь не боятся! Им нужно дать отпор. Как мелкая саранча, своей многочисленностью - может повалить мощный и прекрасный вековой дуб, так многочисленное быдло может повалить большого художника, с гигантским потенциалом, тонкого и потому, всегда хрупкого.
Буквально, с каждой сценой, с каждой минутой, Шахназаров открывал и открывал для меня - словно выкладывал из тайного сундука, о котором никто до сих пор не знал, все новые и новые несметные драгоценности – совершенно неожиданные, потрясающие, до сих пор скрытые от всех, резервы многоликой и, оказывается, глубочайшей Лизы Боярской.
Только после финальной серии до меня все дошло сполна. И я АХНУЛА!
Особенно обидно читать бездумную критику сидящих на диване обывателей, которым ничего не стоит писать свои «умные» мысли. Это ведь так легко. А кто понимает – КАКОЙ ТРУД был вложен людьми? Ведь «Анна Каренина» - работа не из легких. СОВСЕМ НЕ ИЗ ЛЕГКИХ! Можно только догадываться, сколько внутренних сил, сколько энергии, сколько «крови» и души, и скольких лучших людей, вложено в эту работу! Работали, вероятнее всего – на износ. Эмоционально – на износ. Такая роль – выполаскивает, по другому никак не получилось бы такого шедевра.
Игра света и тени в жизни души Карениной исполнена Боярской с таким же трепетом и многоликим звоном, с каким играют свет и тени в густых аллеях Ясной Поляны.


Всем, кто этого не может оценить – пусть будет стыдно.

Илона Давыдова (Нью-Йорк), 2017г

Edited at 2017-07-24 07:09 pm (UTC)
a_fixx
Jul. 24th, 2017 07:37 pm (UTC)
Илона, возможно, Вы нашли не лучшее место для Вашего крика души) Мой отзыв о сериале, кажется, довольно сдержанный, разве в нём есть злоба или грубость? Кроме того, я старался аргументировать свою позицию, а Ваш комментарий переполнен эмоциями, громкими эпитетами, но не содержит каких-либо доводов по существу. Труд создателей фильма заслуживает уважения, но вовсе не является гарантией результата. И графоманы потеют)
( 27 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono