Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Categories:

Заметки об "Игре престолов". «Я знаю смерть»



В связи с неминуемым приближением финального сезона "Игры престолов" есть повод снова обратиться к этому заметному, а может быть, вообще ключевому произведению современного сериального искусства. Наконец-то должна разрешиться главная и интереснейшая проблема, связанная с ним. Мы ведь не просто узна́ем, чем всё закончится – кто победит в эпохальной битве людей с Белыми Ходоками и кто окажется (если вообще кто-то окажется) на Железном троне, – не об этом поверхностном сюжетном интересе речь. Важнее другое – в зависимости от того, чем и как "всё закончится", мы поймём, чего по гамбургскому счёту сто́ит весь сериал, не рухнет ли он под тяжестью взятой на себя ноши. Если не рухнет, то мы увидим, как в очередной раз, в узнаваемых вроде бы, но и своеобразных декорациях будет разыграна вечная драма противостояния человека неизбежности, судьбе, смерти. Ведь что такое эти Белые Ходоки со своей армадой нежити, как не метафорическая смерть?

Как заметил один комментатор, главный трюк "Игры престолов" заключён в её названии, которое на передний план выносит политические интриги и сражения за трон, отвлекая зрителя от главного врага и главной проблемы. При этом не случайно же Белые Ходоки, только начинающие собирать свою армию, появляются ещё в прологе, до первых титров первой серии первого сезона. Угроза их вторжения задаёт композиционный контур для всего повествования. Имеющий уши слышит, как звучит угрожающим рефреном девиз дома Старков "Зима близко". Постепенно и к зрителю, и к отдельным персонажам приходит понимание, что Ходоки – это реально и серьёзно. Круг таких персонажей со временем увеличивается, но до седьмого сезона в него входят, в основном, одичалые и братья Ночного Дозора. Все остальные заняты делами, которые кажутся им очень важными, – борьбой за власть, местью, выживанием или всем перечисленным одновременно. Зритель, увлечённый войнами в Вестеросе и восхождением Дейенерис, сам подчас забывает о том, что "зима близко". Известное дело – человек знает о смерти, но живёт так, как будто её нет. Зима близко, но точный день и час её прихода неизвестен.

"Смерть, где твоё жало?" Ходоки тоже боятся.


Под таким углом зрения выглядит вполне оправданным, что о Ходоках зрителю почти ничего не сообщается – кто они такие, какова их природа, как они живут (если это слово к ним вообще применимо), чего они хотят, есть ли у них вообще какие-то мысли. (Мы помним взгляды, которыми обменялись Джон Сноу с главным Ходоком (предполагаемым Королём Ночи) после битвы в Суровом Доме (серия 5.8), но это всё равно что приговорённому к казни рассматривать отблески на гильотинном ноже – что в них высмотришь?) О смерти ничего доподлинно не известно, кроме того, что она придёт (замечательно здесь само название Ходоков (Walkers), главное в них – то, что они идут).

В крупицах сведений о происхождении Ходоков при желании тоже можно найти метафорический смысл: если их создали Дети Леса для защиты от людей (серия 6.5), то и наша смертность защищает природу от нас самих, и у той есть хорошие шансы пережить человечество. Впрочем, эти рассуждения уже необязательны, и история с созданием Ходоков может вполне проходить по разряду фэнтезийного измерения, так же, как и наличие чудесных средств для борьбы с ними (обсидиан и валирийская сталь) – это нормальный сказочный приём: у каждого Кащея должна быть в каком-нибудь яйце спрятана смерть. Нет нужды непременно каждую деталь рассматривать в метафорическом плане.

Упомянутый выше автор полагает, что Белые Ходоки – это "виде́ние самого духа войны: смерть, порождающая смерть, порождающую смерть, и так до тех пор, пока ничего живого не останется". Такой акцент на войне, с одной стороны, вроде бы правомерен: несмотря на то, что войны в "Игре престолов" не прекращаются, интересы враждующих сторон мешают увидеть за человеческой войной абсолютное зло, ведь всегда предполагается, что война происходит за какие-то ценности, за справедливость, проще говоря, воюет добро со злом, и "мы", в отличие от "них", само собой, на стороне добра; в бесконечной же войне с Ходоками, где убитые поднимаются, чтобы снова вступить в бой, кажется, вовсе нет никакого смысла, один ужасный ужас. С другой стороны, впрочем, именно в таком предельном образе войны можно при желании найти оправдание всем войнам на свете, ведь что это как не само воплощение битвы добра со злом, всех живых против всех мёртвых, самая справедливая война, которая только может быть?

Наш - внизу.


Вероятно, замыкать метафорическое значение Ходоков на войне всё же не стоит. Можно обратить внимание на то, что приход Ходоков связан именно с наступлением зимы, при том, что смена сезонов вообще имеет большое значение в Вестеросе, а уж зима занимает определённо важное место в культуре этого мира, что роднит его с миром нашим, во всех древних мифологиях которого смена времён года соотносилась с жизнью и смертью, фигурой умирающего и воскресающего бога и т. д. В сюжете сериала принципиально, что только перспектива смерти как таковой способна обесценить всех идолов, во имя которых устраиваются человеческие распри, и хоть на какое-то время объединить враждующих. То, что названо "перспективой смерти", можно назвать и осознанием, пониманием смерти. Не смерти кого-то из героев, не смерти даже отдельных домов, которая стала лишь предметом грустных песен и угроз, а смерти вообще всех и всего, которая и выступает здесь символом смерти как таковой. По-видимому, только понимание таких символов позволяет человеку быть человеком, а не "играть в престолы". В скобках замечу, что темой понимания смерти наполнена и вся линия Арьи, не случайно в трейлере восьмого сезона мы видим, как эта линия тоже приводит к Ходокам: "Я знаю смерть. У неё много лиц. Не терпится увидеть и это".


Другие тексты по теме "Игра престолов":



Tags: "Игра престолов", #ИграПрестолов, XXI век, в строчку, дневник читателя и зрителя, кино, сериалы
Subscribe

Posts from This Journal “дневник читателя и зрителя” Tag

  • 20.04.2021

    В развитие темы о «внутренней правде» барона Мюнхгаузена можно вспомнить описание фигуры античного героя, которое давал философ Мераб Мамардашвили:…

  • 11.04.2021

    «Поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт». Ярко, афористично, как и практически всё у…

  • 01.04.2021

    Мысль о том, что искусство может сказать о вещах, о реальности гораздо больше самой этой реальности, только на первый взгляд кажется…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment