Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Categories:

Не Эрмитажем единым: Театральный музей (Петербург)

Макет декораций XIX века к опере "Фауст" в Александринском театре.
Театральный музей, Санкт-Петербург.


Редкий гость Северной столицы, фланируя днём по Невскому близ Фонтанки, минует Екатерининский сад. Обязательно свернёт, обязательно сделает круг, обойдя внушительный памятник императрице и разглядывая всех её сподвижников. Если тот же гость, подобно самой Екатерине, не совсем лишён тяги к изящным искусствам, то вечером, возможно, он вернётся сюда, чтобы сделать селфи в ложе Александринского театра. А вот что он почти наверняка не заметит, это Театральный музей, который скромно притаился позади театра. Разбираемся с тем, что наш гость упускает.



Музей находится в примечательном здании, которое (как и весь ансамбль площади Островского, где мы кружим) проектировал великий Карло Росси. Сейчас кроме музея здесь обитают ещё Академия Русского балета и Театральная библиотека, а при постройке в 1828–1834 годах предполагалось, что это будет доходный дом с лавками и магазинами на первом этаже. Однако почти сразу здание было передано Дирекции Императорских театров. В театральной сфере царила государственная монополия, все известные нам сейчас петербургские театры – Александринский, Мариинский, Михайловский, Эрмитажный и другие – находились в ведении Дирекции, которая и располагалась в этом доме до революционного 1917-го года. Здесь же жил с семьёй и сам директор.

Здание Дирекции Императорских театров


Как раз бывшая казённая квартира директора при новой, большевистской власти была отведена под Театральный музей, открывшийся для публики в 1921 году. Один из последних директоров Императорских театров, князь Сергей Волконский, внук знаменитого декабриста С. Г. Волконского, вспоминал, что после революции читал несколько лекций в своей бывшей приёмной, в зале с жёлтыми занавесками, которые сам когда-то выбирал.

В 1980-х в этом же зале впервые исполнит свою знаменитую "Осень" Юрий Шевчук, будет выступать Виктор Цой, прозвучит рок-опера Александра Журбина "Орфей и Эвридика". Традицию предоставлять площадку тем, кому закрыт доступ к широкой аудитории, музей продолжает и сейчас. Например, в эти дни здесь проходит фестиваль молодых театров "Здесь и сейчас".

Концертный зал (бывшая приёмная директора)


Основная экспозиция находится тут же, по соседству с концертным залом. Это третий этаж. На сайте музея не удалось найти его обычной схемы (только детская), зато есть виртуальный тур, и там можно не только увидеть планировку, но и побродить по залам.

Театральный музей. 3 этаж. Вид сверху


Экспозиция называется "Театральные легенды", а по сути это история русского профессионального театра от его основателя, актёра Фёдора Волкова, сделавшего успешную карьеру при Елизавете Петровне, но надорвавшегося в 34 года на постановке грандиозного маскарада по случаю коронации новой императрицы, до расстрелянного нквдшниками в 65 лет Всеволода Мейерхольда, чьё имя прочно связано с Александринским театром, находящимся по соседству, и чьи шаги помнят залы музея.

Да, с одной стороны, через реликвии, предметы театрального быта, костюмы выставка выстраивается как цепочка историй людей театра, будь то всеядный актёр Константин Варламов, сыгравший более 1000 ролей, итальянская балерина Мария Тальони, первой вставшая на пуанты, по которой сходил с ума Петербург во время её гастролей, или убитый сотрудниками госбезопасности актёр Соломон Михоэлс, один из создателей в советское время еврейского театра, игравшего на идише.

Балетная туфелька Марии Тальони


А с другой стороны, экспозиция показывает, как театр на протяжении нескольких веков изменяется технически и визуально. Представлено много макетов, демонстрирующих или архитектуру первых театральных зданий, или сценографию известных постановок. Где-то, как, например, в зале "Театральный авангард 1920–1930-х", в самом оформлении музейного пространства может быть заключено образное, стилистическое решение темы.

Макет декорации (реконструкция)
"Маскарад". Драма М. Ю. Лермонтова
Александринский театр. 1917
Художник А. Я. Головин. Режиссёр В. Э. Мейерхольд


Зал "Театральный авангард 1920–1930-х"


Есть в музее и свои "аттракционы" – театральная машинерия XIX века, показывающая, как выезжают на сцену декорации спектакля (в реальности такая смена декораций могла занимать до трёх часов), или инсталляция в "Балетном зале", где Николай Цискаридзе рассказывает про балетные позиции, а желающие могут тут же, у станка, попробовать их освоить.



Стоит честно сказать, что если тема театра вам совсем не близка и нет большого желания её приблизить, то впечатление от экспозиции, наверное, не будет слишком уж ярким. Здесь надо ещё предупредить, что попасть на экскурсию просто так, зайдя с улицы, не получится, её нужно заказывать заранее и не поодиночке, а на группу. Выходом может стать аудиогид (дополнительные 250 р.) или самостоятельная подготовка, а лучший вариант – взять с собой товарища, который подкован в театральной теме, из тех, что время от времени вопрошают (с интонациями Татьяны Дорониной, конечно): "Любите ли вы театр так, как люблю его я?". Тогда, конечно, есть шанс, что ваша встреча с Мельпоменой на территории Клио пройдёт в интимной и доверительной атмосфере.

Флейта, кофейная чашечка. XVIII век.
Журнал "Свободныя часы". Москва, 1763 г.


И да, огромный плюс: здесь точно не будет толпы беспокойных посетителей с фотоаппаратами.



Материал подготовлен для spbblog и проекта "Петербург изнутри".

[Организаторы и партнеры проекта:]Генеральный партнер: Московский кредитный банк
Официальный партнер: Социальная сеть "Одноклассники"
Организаторы проекта: газета Metro, Карта Гостя Санкт-Петербурга и Сообщество Питерских блогеров.
Сайт проекта - http://petersburginside.com


Tags: #spbinside2019, XIX век, XVIII век, XX век, Петербург, в строчку, выставки, события, театр
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment