Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Categories:

"Ладушки": от пещерных отпечатков до президентской присяги

Что общего между отпечатками ладоней на стенах древних пещер, игрой "в ладушки", изображениями Богоматери на средневековых иконах и присягой на Конституции?

Отпечатки рук из пещеры Куэва-де-лас-Манос (Аргентина)


Люди каменного века оставили отпечатки своих ладоней в пещерах по всей планете. Наиболее известна в этом плане, наверное, аргентинская пещера Куэва-де-лас-Манос (что в переводе с испанского и означает "пещера рук").

Подавляющее число "рук" выполнено "негативным" способом, когда ладонь прикладывается к стене, а краска распыляется сверху, например, через трубку, сделанную из полой кости. Больше встречается левых отпечатков, чем правых. Это может быть объяснено тем, что для правши естественно прикладывать левую руку, а правой – орудовать, держать ту же трубку для нанесения краски.

Технология пещерного рисунка.
Изображение из статьи в Journal of Archaeological Science


Преобладают "руки" небольшого размера, что привело исследователей к мысли о юношеских инициациях. С предположением об инициациях согласуется и такой факт: на некоторых отпечатках отсутствуют фаланги пальцев. Подобные "калеченые" отпечатки связывают с обычаями ритуального увечья.

"Леворучные [отпечатки] вообще очень страшные, у многих из них у мизинца нет первой фаланги, потому что она отрубалась во время инициации, во время приобщения к породе людей. Человек доказывал, что он человек и у него нет инстинкта самосохранения. Они себе отрубали каменным топором пальчик. Потеря этой части мизинца да ещё на левой руке не так важна была. Память об этом осталась в немецкой сказке "Гензель и Гретель", в ней ведьма просит [мальчика] просунуть пальчик, чтобы проверить, достаточно ли растолстел, а он всё щепку ей просовывал. Отсутствие части мизинца на левой руке – это признак взрослого человека. Так же, как отсутствие клыков во рту, они их вышибали себе, или им вышибали, позже – закрашивали в чёрный цвет. Потому что это признак зверя, звериные зубы."

С. Агранович. Лекции о сказке и мифе

Отпечатки "увечных" рук из пещеры Коске (Франция).
Изображение из статьи в Journal of Paleolithic Archaeology


При другом объяснении в изображениях рук с недостающими фалангами усматривают знаковые комбинации. В таком случае при выполнении рисунка пальцы могли просто подгибать, а ритуальная ампутация здесь ни при чём.

Трафареты рук из пещеры Гаргас (Франция). Коллаж.


Существовала гипотеза, что отпечатки рук являются самыми ранними памятниками изобразительной деятельности человека и именно эти отпечатки (сначала случайные, а затем многократно воспроизводимые) положили начало изобразительному искусству. Эти идеи развивал, в частности, Жорж-Анри Люке в 1920-х годах (в СССР в издательстве "Безбожник" в 1930 г. вышел перевод его книги "Религия ископаемого человека"). Слабое место данной теории оказалось в невозможности объяснить и подтвердить переход от чисто механических отпечатков ладоней к контурным рисункам животных. Кроме того, открытия последних десятилетий, от пещеры Шове до индонезийских наскальных рисунков, свидетельствуют, что сложные фигуративные изображения столь же древние, как и простые геометрические символы или силуэты рук.

Интересно также, что практиковалось нанесение отпечатков не только человеческих рук, но и лап сакральных рептилий.

Отпечатки из пещеры Вади Сура II в Ливийской пустыне (Египет).
На фотографии видны изображения двух маленьких ладоней на фоне больших рук.

elementy.ru


Главный же вопрос, который ставят пещерные "руки", это, конечно, вопрос об их смысле, о том, зачем их оставляли. Проще всего (возможно, и точнее всего) ответить, что "их значение неизвестно". Правда, от такой точности мало толку. Немногим более содержательно объяснение, что это "весьма архаическая форма самовыражения – «здесь был я»". Почему именно здесь "был я", почему это так важно, просто ли "я" здесь был или что-то делал, почему именно так я отметил то, что́ я отметил? Сакральный характер расписанной пещеры, связь рисунков с первобытным ритуалом, – против этого, кажется, не может быть возражений, но можно ли что-то ещё выведать у молчаливой древности?

Выдающийся археолог А. Д. Столяр полагал, что отпечатки рук делались во время инициации и свидетельствовали о выполнении "пещерной" её части "абитуриентом" (так этнографы называют человека, проходящего инициацию), вероятно, в составе целой группы. Отпечатки оставлялись на стене рядом с отпечатками рук предков или поверх них.

"Так с помощью элементарной и действительно вечной записи нити сознания, связывающие соплеменников одного поколения и всю нескончаемую цепь родителей и детей, сплетались в неразрывной прочности родоплеменную ткань."

Столяр А. Д. О «гипотезе руки» как традиционном объяснении происхождения палеолитического искусства // Первобытное искусство. – Новосибирск: "Наука", 1976. С. 22.

Идеи о связи отпечатков рук с коммуникацией как между отдельными людьми или их группами, так и между живыми и мёртвыми, духами, чтимыми предками развивает фольклорист Софья Агранович. Используя лингвистический, археологический, этнографический, фольклорный и мифологический материал, она выходит на широкий пласт смыслов, окружающих символику раскрытой ладони, жеста прикосновения ладонью к сакральным предметам, первоначально – к стене пещеры.

Отпечатки рук рядом с изображением бизона. Пещера Эль-Кастильо (Испания).
fineartamerica.com


Здесь, с одной стороны, важен смысл магического контакта потомков с предками посредством соприкосновения ладоней через стену пещеры, которая мыслилась как грань миров – "живого", обитаемого, структурированного мира и "мёртвого", хаотического, хтонического мира, где обитают духи предков.

"Когда человек касается ладонью [стены пещеры], как бы запечатывает её, печать кладет, то с другой стороны его касается предок. Ладонь предка прикасается к его ладони и передаёт ему силу, мощь, спасение."

С. Агранович. Лекции о сказке и мифе

С другой стороны, в этой символике присутствует значение разлуки, но такой разлуки, которая мыслилась как иная форма контакта:

"Это разлука и встреча одновременно, единение живых и мёртвых, предков и потомков, осуществляемая через ритуал, в ходе которого живой просит у мёртвого помощи и защиты, включая его в жизнь рода, некий непрерывный хоровод жизни и смерти, встречи-разлуки."

Агранович, Стефанский, С. 82.

Эти смыслы продолжали свою жизнь в разных культурах, в разных формах знаков, ритуалов, обычаев и текстов, многие из которых дошли до нашего времени. Порой на этом долгом пути древний смысл забывался совсем, порой сохранялся в ином, преображённом виде.

Икона "Ярославская Оранта" ("Великая Панагия") (XII-XIII вв.) Фрагмент.
Протянутые к молящимся раскрытые ладони Богоматери несут смысл защиты, заграждения от безбожного пространства хаоса.


Так, Агранович приводит пример того, как отзвуки ритуального жеста обнаруживаются в детской игре "в ладушки":

"В игре "в ладушки" (в ладошки) играющие касаются ладонями друг друга, вероятно, имитируя встречу, соединение живых и мёртвых, предков и потомков. Показательно, что сейчас эта игра практикуется между ребёнком, сознание которого только пробуждается, и взрослым. Фольклор сохранил и донёс до нас далеко не такую невинную и детскую, как теперь кажется, песенку:

Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Чего ели? – Кашку.
Чего пили? – Бражку.
Кашка сладенькая.
Бражка пьяненькая.

Сохранившийся в этой песенке ритуальный диалог вводит нас в обстановку тризны и ритуального общения с предками при помощи касания ладонями."

Агранович, Стефанский, С. 74–75.

"Каша и брага – это полный набор поминальной еды. При этом, обратите внимание, это редко мама делает, это чаще всего делает бабушка. Бабушка здесь заменяет мёртвого предка."

С. Агранович. Лекции о сказке и мифе

Среди других примеров из разных культур и эпох автор называет:
- обычаи, связанные с прикосновением к печи, которая в восточнославянских культурах стала моделью первобытной пещеры (автор также прослеживает родство слов "пещера", "печь", "печать", "печаль", "опека", "упечь", имеющих общую древнюю семантику);
- ритуал прикосновения рук к Стене Плача в Иерусалиме;
- знак Хáмса ("рука Мириам", "рука Фатимы") – еврейский и арабский защитный амулет, изображающий раскрытую ладонь;
- обычай отпечатывать или обводить детскую ладонь на странице письма, адресованного длительно отсутствующему родственнику (чаще всего отцу), который, в частности, был распространён в нашей стране в годы Второй мировой войны;
- "Аллею славы" в Голливуде с отпечатками рук кинозвёзд;
- позу Богоматери "Оранта" (букв. "молящаяся") с поднятыми и раскрытыми ладонями и позу Моисея, удерживающего поднятыми руками вражеские силы во время битвы;
- различные ритуалы присяги, обета, клятвы, заключавшиеся в прикосновении к обрядовому символу: к земле, камню, оружию, книге, сердцу, ладони другого человека;
- игру в салочки, где игроки "застукиваются" ударом ладони о стену, дерево или столб;
- обычаи в современных традиционных культурах Сибири, Австралии, в которых участвуют отпечатки рук.

Президент США Барак Обама с супругой на церемонии инаугурации в Вашингтоне, 2013 г.
Обама приносит присягу на экземплярах Библии, принадлежавших Аврааму Линкольну и Мартину Лютеру Кингу, воспроизводя древний ритуальный жест прикосновения ладони к сакральному предмету. Характерно, что вторая рука при этом поднята и развёрнута ладонью в сторону слушателей и зрителей.



Основные источники

Агранович С. З. Лекции о сказке и мифе.
Агранович С. З., Стефанский Е. Е. Миф в слове: продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике). - Самара, 2003.
Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. - М., 1985.
Шер Я. А. Первобытное искусство. - Кемерово, 2006.



Tags: Агранович, история, каменный век, мифология, параллели и пересечения, первобытное искусство, преистория
Subscribe

Posts from This Journal “каменный век” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments