Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Category:

Здесь был Дягилев



Об открытии концертного зала в здании Екатерининского собрания

Открытие нового концертного зала в Петербурге, состоявшееся 18 мая, было приурочено к "Ночи музеев", мероприятию, напоминающему ярмарку и зачастую не столько содержательному, сколько показательному, в прямом значении: культурные заведения стремятся показать себя публике с выгодной стороны, причём показать как бы всё и сразу. Публика добросовестно старается всё и сразу ухватить.

"Музейная ночь" в здании Екатерининского собрания проходила под знаменем возвращения театральной традиции спустя почти сто лет в исторический дом с башенкой и эркером на канале Грибоедова. Невольными рекламными лицами события выступили Сергей Дягилев и Анна Павлова, которые здесь бывали (на самом деле, с Павловой не всё ясно) и уже в силу одного только этого оделили происходящее блеском своих имён.



Отделка лестницы. "Зодчий", 1907, Вып.46.


Началось, правда, всё несколько раньше. В 1789 году, когда французы у себя дома свергали монархию, переселившиеся в Петербург немцы решали более скромные задачи организации досуга, учредив Немецкое танцевальное общество. Со временем оно утратило узконациональный характер и стало Первым общественным собранием Петербурга, закрытым клубом для влиятельных семейств, проводивших совместно свободное время "с приятностью и пользой". В Собрании устраивались балы, маскарады, литературные и музыкальные вечера, беседы и лекции. Это самое Собрание, дожив до начала XX века, озаботилось постройкой собственного здания, каковое и было возведено архитектором Оскаром Мунцем в 1905–1907 гг.

Здание Екатерининского общественного собрания. Набережная канала Грибоедова, 88-90.


Въехав в новый дом, Собрание переименовалось в Екатерининское в честь императрицы, при которой оно было создано. Нынешний канал Грибоедова тогда тоже назывался Екатерининским. А вскоре в доме Собрания открылся ещё и Екатерининский театр.

А где же Дягилев? А он скоро здесь появится, хотя и не от хорошей жизни. В готовящейся программе "Русских сезонов" не нашлось звёздных партий для Матильды Кшесинской, и Николай II выпроводил Дягилева из придворного Эрмитажного театра, лишив заодно костюмов и декораций. Пришлось срочно искать новое место для репетиций, и оно было найдено в Екатерининском театре. Бенуа вспоминал, как труппа переезжала из Эрмитажа:

«Мы... сидевшие в экипаже, возглавляли процессию. Все наши артисты, костюмерши с корзинами и театральные рабочие шли следом. Длинный хвост тянулся через весь город. Дух приключения, чуть ли не пикника, казалось притуплял лёгкий привкус стыда из-за того, что "нас вышвырнули"».



2 апреля 1909 года начались репетиции, а уже через месяц, 2 мая артисты отправятся в Париж на первые балетные "Русские сезоны". Репетиции в доме Екатерининского собрания проходили в атмосфере веселья и гармонии.

«По словам Бенуа, причиной этого был дух свободы, далёкий от официальной строгости, которая была характерна для императорских театров. Артисты, похоже, не обращали внимания на сплетни, ходившие о них в придворных кругах. Например, писали, что "на репетициях в Екатерининском театре танцовщицы танцуют голыми; старались выставить дело Дягилева как какую-нибудь антиправительственную демонстрацию..."»

Схейен Ш. Сергей Дягилев. "Русские сезоны" навсегда (2017)

Труппа Дягилева репетировала в большом зале, который сейчас ещё не отреставрирован и, по правде говоря, в таком своём состоянии даже притягательнее.



Отделка театрального зала. "Зодчий", 1907, Вып.46.


Здесь точно танцевали Нижинский, Карсавина, Ида Рубинштейн, а вот что касается Павловой, есть сомнения. Весной 1909 года она уехала в турне по Европе и присоединилась к труппе только в Париже. А в следующем сезоне, когда репетиции снова проходили в Екатерининском театре, Павлова уже покинула труппу.



Новая концертная площадка Петербурга - Камерный зал Екатерининского собрания


Вообще, репетиции "Русских сезонов" для Екатерининского театра – это всё-таки эпизод, хотя и блестящий. В основном, тут царил "лёгкий жанр": оперетта, кабаре, пантомима. С 1910 года здесь обосновался театр "Кривое зеркало", которому мы обязаны словом "вампука" и у которого позаимствовал название один небезызвестный производитель современной вампуки.



После 1922 года концертно-театральная жизнь в "доме с башенкой" прекратилась. А возобновление её в реставрированных интерьерах в стиле модерн как раз и произошло в прошедшую "Ночь музеев". С Павловой или без неё, история здания Екатерининского собрания продолжается.



Материал подготовлен для spbblog. Организатор мероприятия – "Петербург-Концерт".


Tags: 1900-е, 1910-е, 2010-е, XVIII век, XX век, XXI век, Петербург, архитектура, в строчку, история, события, театр
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments