Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Categories:

Не Эрмитажем единым: Этнографический музей (Петербург)

Маски-личины "Жених" и "Невеста". Изготовлены для масленичного карнавала. Литва, 1975.
Этнографический музей, Санкт-Петербург.


Ещё один пустующий музей в самом центре Петербурга – Этнографический (ул. Инженерная ул., 4/1). Сейчас там, правда, идёт выставка "Золото империи инков", способная привлечь публику, но в залах основной экспозиции вашей единственной компанией вполне могут оказаться вот такие симпатичные ребята:

Традиционные персонажи масленичного карнавала: "Смерть", Морэ (символ уходящей зимы), "Еврей-музыкант", "Коза", "Чёрт".
Маски-личины изготовлены специально для шествия ряженых. Литва, 1975.


Русские ряженые, может быть, менее выразительные и карнавальные, зато из-за своей безликости более устрашающие:



В музее представлены предметы традиционной культуры (быта, праздников, обрядов) народов бывшего СССР (на сайте музея использован изящный перифраз – "народов России и сопредельных государств"). Очень пёстрая картина. Но разглядывая эту картину, задаёшься вопросом: а что нам этнография? Особенно этнография тех народов, которые продолжают своё историческое бытие, тех, к которым мы сами принадлежим или с кем живём бок о бок.

Можно, конечно, смотреть на все эти предметы быта, обычаи и промыслы отстранённо и поверхностно, как на своего рода экзотику, но это не особенно интересно. А что интересно? Ну, например, понимать, где они сохранились как часть живой культуры, где – как честная попытка продлить традицию индивидуальными усилиями, где они стали формой современной массовой культуры, где – сувенирно-туристическим бизнесом. Иначе всё замечательное собрание музея представляет какой-то вневременной мир, скажем, условного XIX века, синхронический мир.

[План Этнографического музея]

План Этнографического музея.



Ещё понятно, конечно, что очень сложно из национальных костюмов, домашней утвари и чёрно-белых фотографий сложить целостный образ культуры. Вот и фиксируешь частности, на которые падает взгляд.

Фигурка животного (какого? снежный барс? медведь? волк?). Тувинцы. Тувинская АССР. 1970-80 гг.


"Скрипач" и "Барабанщик". Мастер А. Чеснулис. Литва, Варенский р-н, д. Ратничя. 1983 г.


Аргыш - "олений обоз": детская игра. Мурманская обл., Ловозерский р-н, с. Краснощелье. XXI в.
По этой игре дети оленеводов изучают расположение оленей в стаде при переезде обозов, своего рода "конструктор". Каждая косточка означает оленя определенного возраста и вида (самые маленькие - пыжики (телята от рождения до года), побольше - неблюи (от года до четырёх), самые крупные - "быки"-производители (они впереди), по флангам и в арьергарде "быки"-мерины, ездовые).


Долго крутился вокруг макета ярославской сельской ярмарки:

Макет: Сельская ярмарка в Ярославской губ., С. Великое. Начало XX в.










Задумываешься о разнице между музеем вещей и музеем произведений искусства. Последние, в общем, самодостаточны (поэтому возможны, например, выставки одной картины или даже музеи одной картины). А вещи... Тут игра идёт сразу на двух досках. Экспозиция – это одно, реальность, которая стоит за ней – другое, и чтобы добраться до реальности, нужно смотреть как бы сквозь эти манекены в кокошниках или с шаманскими бубнами. И всё равно ясно, что не доберёшься, – тут хотя бы свою собственную культуру понять.

Материал подготовлен для spbblog и проекта "Петербург изнутри".

[Организаторы и партнеры проекта:]Генеральный партнер: Московский кредитный банк
Официальный партнер: Социальная сеть "Одноклассники"
Организаторы проекта: газета Metro, Карта Гостя Санкт-Петербурга и Сообщество Питерских блогеров.
Сайт проекта - http://petersburginside.com


Tags: #spbinside2019, XIX век, XX век, Петербург, антропология, в строчку, выставки, события, традиционная культура
Subscribe

Posts from This Journal “Петербург” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments