Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Categories:

Человек в руке гиганта: Лианна Мормонт, Гойя и циклоп Полифем

Кадр из сериала "Игра престолов"


В одном паблике заметили параллель между сценой из "Игры престолов", где великан хватает маленькую Лианну Мормонт, и знаменитой картиной Гойи "Сатурн, пожирающий своего сына".

Вообще, первая мысль, что такая картинка – великан держит в руке (в кулаке) на уровне глаз маленького (по сравнению с великаном) человека и хочет его съесть (или просто разглядеть, кто это пищит) – кажется вполне расхожей и узнаваемой без всякого Гойи. Как будто мы много где это видели. Вторая мысль – если уж искать истоки такой иконографии, то возникает ассоциация не столько с Сатурном Гойи, сколько с циклопом Полифемом, поедающим спутников Одиссея. Кстати, Одиссей с циклопом приходят на память ещё и потому, что Лианна расправляется с великаном тем же самым способом – выкалывает ему глаз (причём, к этому моменту он у него единственный!).

Проверяем обе мысли сразу.

Франсиско Гойя. Сатурн, пожирающий своего сына. Деталь. 1820-1823. Музей Прадо, Мадрид.
Полное изображение в хорошем разрешении можно рассмотреть здесь


Действительно, подобных изображений, в том числе и с участием Полифема (ну или вообще циклопа), хватает, но все они из нашей современности – вторая половина XX века и позднее.

"Кинг-Конг" (реж. Дж. Гиллермин, 1976)


"Геркулес" (мультфильм, Дж. Маскер, Р. Клементс, Walt Disney Pictures, 1997)


Ричард К. Диран. Циклоп Полифем.


Вот ещё несколько современных Полифемов:



Видно, что для современной массовой культуры интересующий нас визуальный образ уже стал шаблоном, но неужели до Гойи его не было? У меня, по крайней мере, найти подтверждение обратному не получилось. Сложно представить изображение человека ничтожным насекомым, зажатым в кулаке огромного монстра, например, в античности, с её культом героев, которые и богов могли подёргать за бороды, не то что каких-то циклопов.

Ослепление Полифема. Амфора из Элевсин. Фрагмент. 675-650 до н. э.


Ренессанс тоже вряд ли мог себе такое позволить. Но вот уже и Новое время, а человек всё ещё не стал банальной закуской:

Якоб Йорданс. Одиссей в пещере Полифема. Ок. 1635. ГМИИ.


Положим, это Одиссей, он герой и он побеждает, а как именно съедают его друзей, целиком или по частям, в общем, не столь интересный предмет для искусства. Но ведь насколько иначе видели художники и тот же сюжет Сатурна (Кроноса)! Вот картина Рубенса, написанная двумя столетиями ранее Гойи:

Питер Пауль Рубенс. Сатурн, пожирающий своего сына. 1630-е. Музей Прадо, Мадрид.


Или скульптура начала XVIII века из петербургского Летнего сада:

Ф. Кабианка. Сатурн. 1716.


При всей дикости и безумии происходящего мы видим всё-таки соизмеримые фигуры: человек терзает человека, – но у Гойи человек превращается в кусок мяса, его съедают, как бургер. Тут слова "дикость" и "безумие" недостаточны, больше подходит "ужас". XX век узаконил и сделал этот ужас привычным, а массовая культура и вовсе – забавным.



Tags: "Игра престолов", XIX век, XVII век, XX век, Древняя Греция, в строчку, живопись, кино, массовая культура, параллели и пересечения
Subscribe

Posts from This Journal “параллели и пересечения” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments