Алексей Засыпкин (a_fixx) wrote,
Алексей Засыпкин
a_fixx

Categories:

«Проклятые вопросы» о сериалах и не только



Говорят, современные сериалы важны тем, что транслируют ценности и образцы поведения, через них общество объясняет себя самому себе, в то время как высокие жанры заняты «совершенствованием существующих или поиском новых форм, не ответами на уже поставленные вопросы, а формулированием следующих, все более неожиданных и нетривиальных». Если в несколько обобщённом виде выразить эту мысль, то можно сказать, что сериалы как жанр массового искусства направлены вовнутрь сегодняшнего дня, а высокое кино ищет прорыва вовне (и в форме, и в содержании).

Здесь можно задать сразу несколько вопросов, они как будто в разные стороны уводят, но могут где-то и сходиться. Во-первых, чем такая «трансляция» принципиально отличается от идеологии или пропаганды? Вроде бы понятно, что настоящее искусство никаких «образцов» не преподносит, хотя часто именно так о нём и думают, причём не самые, казалось бы, дремучие люди: вот, Невзоров на полном серьёзе воспринимает «Евгения Онегина» как «образчик отношения к жизни», и с этих позиций поносит пушкинский роман на чём свет стоит. Ну, хорошо, допустим, Невзоров неправ (пусть тут будет подвопрос: а полностью ли неправ? Точно ли не содержит настоящее искусство никаких «образцов»?) А «ненастоящему», значит, можно поучать, навязывать какие-то правила, идеи, под прикрытием лёгкой, увлекательной формы?

Во-вторых, хотелось бы увидеть примеры тех самых «неожиданных и нетривиальных вопросов», поставленных высоким кино, авторским, артхаусным. Действительно ли есть сейчас отчётливые границы между высоким и массовым кино? Такое ощущение, что они, напротив, стираются. «Джокер», победивший в прошлом году на Венецианском кинофестивале, – это мэйнстрим или артхаус, массовое или элитарное кино? Есть, кстати, мнение, что киноискусство в наши дни вообще в упадке, что изобилие производимых картин создаёт лишь иллюзию актуальности и развития кино. Если это так, то мы можем и не обнаружить серьёзного различия между высоким кино и сериалами в тех вопросах и ответах, которые они предлагают зрителю. Взять вот тему толерантности по отношению к гомосексуальности, например, женской. Эта тема интересует и артхаусное кино («Жизнь Адель» А. Кешиша), и более мэйнстримное («Кэрол» Т. Хейнса), и сериалы («Рассказ служанки»). Во всех трёх примерах и вопрос, и ответ, те самые «ценности и образцы», в общем, одни и те же. Вряд ли можно говорить и о том, что сериал транслирует их более навязчиво или более назидательно, чем большое кино.

В-третьих, какие можно выделить главные темы, мотивы, звучащие в современных сериалах? Имеются в виду прежде всего западные сериалы, потому что отечественные сильно от них отличаются, и не в лучшую сторону, а с азиатскими мы хуже знакомы. Таких основных тем, наверное, не должно быть слишком много, и можно попытаться набросать какую-то общую картину крупными мазками. Оставим это для следующего поста. А здесь можно отметить, что затронутая выше толерантность (так раздражающая многих, но оттого ещё более актуальная) в том или ином виде присутствует почти в каждом сериале, и межрасовые (очень часто) или однополые (немного реже) пары персонажей – это только самый стандартный и наименее интересный маркер. И разумеется, расизм и гомофобия – далеко не единственные объекты сериальной «критики». Тему же толерантности включает в себя более обширная тема сложности – сложности мироустройства в целом и самих людей, неоднозначности их поступков, отсутствия единых критериев истины и единого словаря. На этой ниве славно потрудились такие «тяжеловесы», как «Игра престолов», «Родина», «Во все тяжкие».

Tags: 2010-е, XXI век, в строчку, дневник читателя и зрителя, кино, массовая культура, сериалы
Subscribe

Posts from This Journal “в строчку” Tag

  • 20.04.2021

    В развитие темы о «внутренней правде» барона Мюнхгаузена можно вспомнить описание фигуры античного героя, которое давал философ Мераб Мамардашвили:…

  • 11.04.2021

    «Поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт». Ярко, афористично, как и практически всё у…

  • 01.04.2021

    Мысль о том, что искусство может сказать о вещах, о реальности гораздо больше самой этой реальности, только на первый взгляд кажется…

  • «Улисс» Джойса: на пути к необщим местам

    Если про общие места «Улисса», про сюжет там, параллели с Гомером, Bloomsday и прочее, то вот, например, видео короткое,…

  • Человек в руке гиганта: Лианна Мормонт, Гойя и циклоп Полифем

    Кадр из сериала "Игра престолов" В одном паблике заметили параллель между сценой из "Игры престолов", где великан хватает маленькую…

  • Поток времени и кони Клодта

    Аничков мост. Санкт-Петербург В незатейливой короткометражке "Ани́чков мост", которая входит в киноальманах "Петербург. Только по…

  • Не Эрмитажем единым: Этнографический музей (Петербург)

    Маски-личины "Жених" и "Невеста". Изготовлены для масленичного карнавала. Литва, 1975. Этнографический музей, Санкт-Петербург. Ещё…

  • Здесь был Дягилев

    Об открытии концертного зала в здании Екатерининского собрания Открытие нового концертного зала в Петербурге, состоявшееся 18…

  • Не Эрмитажем единым: Театральный музей (Петербург)

    Макет декораций XIX века к опере "Фауст" в Александринском театре. Театральный музей, Санкт-Петербург. Редкий гость Северной столицы,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments

Posts from This Journal “в строчку” Tag

  • 20.04.2021

    В развитие темы о «внутренней правде» барона Мюнхгаузена можно вспомнить описание фигуры античного героя, которое давал философ Мераб Мамардашвили:…

  • 11.04.2021

    «Поймите же, барон Мюнхгаузен славен не тем, что летал или не летал, а тем, что не врёт». Ярко, афористично, как и практически всё у…

  • 01.04.2021

    Мысль о том, что искусство может сказать о вещах, о реальности гораздо больше самой этой реальности, только на первый взгляд кажется…

  • «Улисс» Джойса: на пути к необщим местам

    Если про общие места «Улисса», про сюжет там, параллели с Гомером, Bloomsday и прочее, то вот, например, видео короткое,…

  • Человек в руке гиганта: Лианна Мормонт, Гойя и циклоп Полифем

    Кадр из сериала "Игра престолов" В одном паблике заметили параллель между сценой из "Игры престолов", где великан хватает маленькую…

  • Поток времени и кони Клодта

    Аничков мост. Санкт-Петербург В незатейливой короткометражке "Ани́чков мост", которая входит в киноальманах "Петербург. Только по…

  • Не Эрмитажем единым: Этнографический музей (Петербург)

    Маски-личины "Жених" и "Невеста". Изготовлены для масленичного карнавала. Литва, 1975. Этнографический музей, Санкт-Петербург. Ещё…

  • Здесь был Дягилев

    Об открытии концертного зала в здании Екатерининского собрания Открытие нового концертного зала в Петербурге, состоявшееся 18…

  • Не Эрмитажем единым: Театральный музей (Петербург)

    Макет декораций XIX века к опере "Фауст" в Александринском театре. Театральный музей, Санкт-Петербург. Редкий гость Северной столицы,…