a_fixx

Categories:

Сенека против соцсетей #2

Каспар Давид Фридрих. «Странник над морем тумана» (1818)
Каспар Давид Фридрих. «Странник над морем тумана» (1818)

Вообще, в наставлениях Сенеки, думается, не так важно слово «множество», как слова «второпях и наспех». По сути, ведь речь идёт о пресловутом «медленном чтении». На противоположном полюсе – умение работать в режиме многозадачности, с большими объёмами информации, в ограниченных временных рамках, вот это всё, что из рабочего арсенала примерно любого офисного труженика переходит в его досуг. 

«Множество» прочитанного неизбежно влечёт за собой фрагментарность, это, видимо, так. Но фрагментарность сама по себе ведь ещё не принуждает непременно к спешке и поверхностности. Проблема соцсетей и вообще информации в интернете не в том, что она разбита на маленькие кусочки, а в том, что эти кусочки от разных целых, это детали из разных конструкторов, сваленные в одну коробку (и часто в черепную).

Интересно, что фрагментарность свойственна не только читательской практике, но и писательской. «Опыты» Монтеня, «Мысли» Паскаля, «Опавшие листья» Розанова – в некотором смысле, это предшественники нынешних блогов и телеграм-каналов. Скрепляющим элементом такой мозаики является сам автор, его мысль, которая просвечивает в каждом из фрагментов.

Логично будет предположить, что скрепляющим элементом в практике чтения разрозненных постов, твитов, книг, отрывков и пересказов должен стать сам читатель, что делает из него фигуру, соразмерную автору. Чтение здесь можно понимать, пожалуй, в широком смысле, включая в него и восприятие аудиовизуального контента. Не хочется называть такого читателя-смотрителя-слушателя «потребителем информации», а «реципиент» – слишком наукообразно (как и «фрагментарность», которая очень раздражает в этом посте).

Можно взять тот же сенековский образ странника. И турист-обыватель, перефотографировавшийся со всеми шедеврами в Лувре и Уффици, и путешественник, запечатлевший эти шедевры в своём сердце, – оба бродяги, хотя пути их различны. Противопоставить им можно двух смотрителей музея, вся жизнь которых связана только с ним: один из смотрителей знает все картины по инвентарным номерам, а второй – каждый день встречается с ними, как со старыми друзьями, и им всегда есть, о чём поговорить.


Подписаться на мой канал в Телеграме

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.