?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

«После Альтамиры — всё упадок! Ни один из современных художников не смог бы написать подобное»
Пабло Пикассо

Открытие Альтамирской пещеры произвело переворот во взглядах на первобытное искусство. Правда, переворот этот произошёл, что называется, "задним числом" и самому первооткрывателю лавров не принёс, что может служить очередным тревожным знаком для искателей прижизненной славы.

1879 год. В Америке ювелир из Айовы Эбнер Пилер изобретает аэрограф. В Париже после многих лет неудач на официальных Салонах наконец получает признание Эдуар Мане. В Петербурге проходит VII выставка передвижников, после которой Архип Куинджи выходит из товарищества. В Киеве родился Казимир Малевич.

Что касается первобытного искусства, то к этому моменту его существование уже, в общем-то, не является сенсацией. В 1836 году знаменитый археолог Эдуард Ларте нашел в гротте Шаффо (Франция) пластинку с гравировкой (опубликована в 1861 г.):



Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен:


В те же годы находили рисунки и в других пещерах. Видный палеонтолог Ф. Гарригу, раскапывая в 1864 году наслоения в «Черном салоне» пещеры Нио во Франции, заметил на стене рисунки диких лошадей, горных козлов, а также бизонов, давно не обитающих в этих краях. Увиденное его не особенно заинтересовало. «На скальных стенах есть рисунки. Кто бы это мог их сделать?» — записал он в своем блокноте, и забыл о них ("Черный салон" Нио официально "открыт" наукой только в сентябре 1906 года).

Непосредственно в год открытия Альтамиры (по другим данным, годом ранее - в 1878-м) археологом Л. Широном в гроте Шабо (Франция) обнаружены наскальные гравюры, но фотографии рисунков были проигнорированы научным миром.

История с открытием "Сикстинской капеллы" доисторического искусства, как позже назовут Альтамирскую пещеру, овеяна романтическим ореолом, но и полна подлинного трагизма. Крупный испанский землевладелец и любитель древностей Марселино Санс де Саутуола после того, как побывал в Париже на Всемирной выставке, где увидел орудия и украшения первобытного человека, проникся, вспомнил рассказы своих слуг об одной пещере в горах и, взяв несколько уроков археологии, отправился на раскопки. По легенде, внимание Саутуолы на рисунки красных быков, населивших свод пещеры, обратила бывшая с ним шестилетняя дочь Мария.

Марселино Санс де Саутуола. Справа - Мария де Саутуола в восьмилетнем возрасте.

После короткого периода заинтересованности открытием Саутуолы и даже поддержки со стороны археологов наступила полоса неприятия и осмеяния, окончания которой испанский сеньор не дождался. Он умер в 1888 году, в одиночестве, оговорённый и в подлоге, и в безумии, преданный теми, кому доверял.

Дело, по-видимому, в том, что рисунки Альтамиры оказались обоюдоострым оружием: с одной стороны, палеолитические находки всё больше подтачивали позиции церкви, подвергали сомнению библейские воззрения о сотворении мира и человека, и в этом противостоянии религии и науки любая ошибка исследователей, любой подлог были бы использованы клерикалами с большим эффектом; с другой стороны, альтамирская роспись, высочайшего класса реалистическая монументальная живопись, в отличие от миниатюрных поделок с грубыми, приблизительными изображениями, не вписывалась и в доктрину эволюционного учения, господствовавшую в научном сознании. Получалось, что искусство развивалось по каким-то иным законам, чем материальная культура, и уже в такой древности (15-11 тыс. лет назад, мадленская эпоха) достигало столь зрелых форм. Тяжёлый удар для молодого учения ("Происхождение видов..." Дарвина было опубликовано каких-то двадцать лет назад). Так уж сложилось, что альтамирские быки не могли устроить ни ту, ни другую сторону и были обречены на официальное игнорирование.

Подпись к фотографии музейного экспоната гласит: "Пресса не верит в подлинность Альтамиры".
Не верит-то не верит, но вся первая полоса отдана ей (и
сточник фото - quesabesde.com).

Датой официального признания учёными мужами наскальных рисунков и росписей ледниковой эпохи, включая живопись Альтамиры, считается 14 августа 1902 года, когда участники конгресса французских антропологов посетили по очереди открытые в последнее время пещеры с наскальной живописью в Комбарель, Фон-де-Гом и Ла-Мут. Новые находки полностью подтвердили правоту Саутуолы, оставалось только признать очевидное. Исторический момент зафиксирован групповым снимком у входа в пещеру Ла-Мут:


Очень интересно и доходчиво о подробностях открытия Альтамиры и вообще о проблеме значительных открытий, почему-то отвергаемых научным миром (можно было бы назвать это, к примеру, синдромом Альтамиры; хотя, наверное, и так уже давно как-нибудь назвали, забыв нас спросить), написано в статье Б. Фролова "Дело Альтамиры" (журнал "Вокруг света", 1972, № 9).

Вот ещё несколько ссылок по теме:

Рогинский Я. Об истоках возникновения искусства. М.1982. С. 3-32.
Дэвлет Е. Древнейшее искусство: утраченное и возвращенное
Дэвлет Е. Альтамира — “королева расписных пещер” // "Природа", 2004. № 12.
Альтамира: каменный век рождается заново / Непомнящий Н.Н., Кривцов Н.В. Доисторическая Европа. М .: "Вече" , 2004.
Амальрик А.С., Монгайт А.Л. В поисках исчезнувших цивилизаций. М.: "Наука", 1966.
Жабинский А. Первобытное искусство / Жабинский А. Другая история искусства. От самого начала до наших дней
Белякова О. История первобытного искусства (часть II)
Низовский А. Марселино де Саутуола и открытие Альтамиры / из кн. "Сто великих археологических открытий"
Фотографии из Альтамиры на Flickr


А теперь - "Торос, торос!", как закричала папе Мария Саутуола, увидев на своде пещеры удивительные фигуры:

Бизоны

Эти красавцы самым полным образом представлены в Альтамире. Наиболее известны и растиражированы следующие два изображения:



Вышеприведенный бычок, в атакующей позе, чаще всего приводится в учебных пособиях, энциклопедиях, неизменно присутствует на майках, кружках и т. д. Но всё это прорисовки, и, конечно, интереснее взглянуть на первоисточник. Так, в бизоне, изображенном на марке, угадывается вот этот:


С тем, что на майке, сложнее. Больше всего похож он:


"Экономными, смелыми, уверенными штрихами, в сочетании с большими пятнами краски, передана монолитная, мощная фигура зверя с удивительно точным ощущением его анатомии и пропорций. Изображение не только контурное, но и объёмное: как осязателен крутой хребет бизона и все выпуклости его массивного тела! Рисунок полон жизни, в нём чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость коротких крепких ног, ощущается готовность зверя ринуться вперёд, наклонив голову, выставив рога и исподлобья глядя налитыми кровью глазами. Рисующий, вероятно, живо воссоздавал в своём воображении тяжёлый бег бизона сквозь чащу, его бешеный рёв и воинствующие крики преследующей его толпы охотников. Нет, это не элементарный рисунок. Его "реалистическому" мастерству мог бы позавидовать современный художник-анималист" (Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. М.: "Искусство", 1985).

Есть, разумеется, и другие изображения, не менее впечатляющие:







Лошадь



Олень (оленуха)




Кабанчики



В связи с тем, что из-за массового наплыва туристов изменился микроклимат внутри пещеры, и на рисунках появилась плесень, в 1977 году Альтамира была полностью закрыта для общественности. Вновь открылась в 1982 году и в 2002-м закрылась уже окончательно.

Всё же почитателей талантов пещерного человека не бросили на произвол судьбы: имеются сооруженные по последнему слову техники копии альтамирских росписей в музейном комплексе рядом с самой пещерой, а также в Мадриде, в Мюнхене и в Японии. К сожалению, нет возможности совершить виртуальную экскурсию в интернете, так, как это, например, совершенно сногсшибательно реализовано с пещерой Ласко, второй по известности после Альтамиры. Но об этом в другой раз...


Источники фото - donsmaps.com, coursecontent.westhillscollege.com, Flickr.com.

Posts from This Journal by “первобытное искусство” Tag

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
bella_fragrance
Sep. 14th, 2015 09:01 am (UTC)
Спасибо за интересную статью :)
a_fixx
Sep. 19th, 2015 03:59 am (UTC)
Спасибо, что прочли)
(Anonymous)
Sep. 23rd, 2015 12:31 pm (UTC)
Спасибо за интересную статью и прекрасные снимки. А также за дополнительные ссылки. Очень помогло для доклада в школу!
a_fixx
Sep. 30th, 2015 11:19 am (UTC)
Пожалуйста! Неужели в школах проходят первобытную живопись? :)
(Anonymous)
Nov. 30th, 2015 03:44 pm (UTC)
наскальная живопись
Уж простите, нагло воспользуюсь вашими заметками для занятия в детской художественной студии. Великолепно подобранные фотографии и захватывающий текст. За кино про Ласко отдельное спасибо.
Пишите ищо! (намек: пещера Шове осталась неохваченной))
a_fixx
Nov. 30th, 2015 06:08 pm (UTC)
Re: наскальная живопись
Зачем же нагло, пользуйтесь так, просто :)
А про Шове целых три поста - http://a-fixx.livejournal.com/55032.html, http://a-fixx.livejournal.com/77533.html, http://a-fixx.livejournal.com/81018.html
Спасибо за прочтение :)
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono