?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пещера Шове. Изображение пещерных львов. Фото Paul Mellars / Nature.
сompulenta.ru

Открытие пещеры Шове 18 декабря 1994 года стало сенсацией, которая мало того что отодвинула возникновение первобытных рисунков на 5 тысяч лет назад, так ещё и опрокинула сложившуюся к тому времени концепцию эволюции палеолитического искусства, основанную, в частности, на классификации французского учёного Анри Леруа-Гурана. По его теории (как и по мнению большинства других специалистов), развитие искусства шло от примитивных форм к более сложным, и тогда самые ранние рисунки из Шове должны были бы вообще относиться к дофигуративной стадии (точки, пятна, полосы, извилистые линии, прочие каракули). Однако, исследователи живописи Шове оказались лицом к лицу с тем фактом, что древнейшие изображения чуть ли не самые совершенные по своему исполнению из известных нам палеолитических (палеолитических - это как минимум: неизвестно, что бы сказал Пикассо, восхищавшийся альтамирскими быками, доведись ему увидеть львов и медведей Шове!). По-видимому, искусство не очень дружит с эволюционной теорией: избегая всякой стадиальности, оно каким-то необъяснимым образом возникает сразу, из ничего, в высокохудожественных формах.

Вот что по этому поводу пишет крупнейший специалист в области палеолитического искусства З. А. Абрамова:

"Палеолитическое искусство возникает как яркая вспышка пламени в глубине веков. Необычайно быстро развившись от первых робких шагов к полихромным фрескам, искусство это так же резко исчезло. Оно не находит себе непосредственного продолжения в последующие эпохи… Остается загадкой, как палеолитические мастера достигли столь высокого совершенства и какими были те пути, по которым в гениальное творчество Пикассо проникли отголоски искусства ледникового периода".

цит. по: Шер Я. Когда и как возникло искусство?
donsmaps.com

Рисунок чёрных носорогов из Шове считается самым древним в мире (32.410 ± 720 лет назад; в Cети попадается информация о некой "новой" датировке, дающей живописи Шове от 33 до 38 тыс.лет, но без заслуживающих доверия ссылок).

Надо ещё сказать, что в начале нынешнего года в системе пещер Нерха на юге Испании были найдены 6 загадочных рисунков, предположительно изображающих тюленей и (тоже предположительно) оставленных неандертальцами (!). Около рисунков обнаружены фрагменты древесного угля, радиоуглеродное датирование которого дало возраст между 43 500 и 42 300 годами. Правда, пока официального научного подтверждения датировке рисунков из Нерхи нет.

"Тюлени" из пещеры Нерха, Испания.
antropogenez.ru

Но вернёмся к Шове. Пещера находится на юге Франции, в обрывистом берегу каньона реки Ардеж, притока Роны, в очень живописном месте, в окрестностях Понт д’Арк («Арочного моста»). Этот природный мост образован в скале огромной промоиной высотой до 60 метров.

flickr.com/photos/mdsmdsmds

Сама пещера "законсервирована". Вход в неё открыт исключительно для ограниченного круга ученых. Да и тем позволено в нее входить лишь дважды в год, весной и осенью, и работать там всего пару недель по нескольку часов в день. В отличие от Альтамиры и Ласко, Шове пока не "клонировали", так что обывателям вроде нас с вами остаётся любоваться репродукциями, чем непременно и займёмся, но чуть позже.

Вход в пещеру Шове.
flickr.com/photos/mdsmdsmds

"За пятнадцать с лишним лет, прошедших после открытия, людей, побывавших на вершине Эвереста, было гораздо больше, чем тех, кто видел эти рисунки", - пишет Адам Смит в рецензии на документальный фильм Вернера Херцога о Шове. Известному немецкому кинорежиссёру каким-то чудом удалось получить разрешение на съёмки. Фильм "Пещера забытых снов" был снят в 3D и показан на Берлинском кинофестивале в 2011 году, что, надо полагать, привлекло внимание широкой общественности к Шове.



Исследователи сходятся на том, что пещеры, содержащие рисунки в таком количестве, явно были предназначены не для жилья и не представляли из себя доисторические картинные галереи, а являлись святилищами, местами проведения обрядов, в частности, инициации юношей, вступающих во взрослую жизнь (об этом свидетельствуют, например, сохранившиеся детские следы).

В четырех «залах» Шове вместе с соединяющими проходами общей протяженностью около 500 метров обнаружено более трёхсот прекрасно сохранившихся рисунков с изображением различных животных, в том числе масштабные многофигурные композиции.

Общий план одного из "панно".
donsmaps.com

"Парад зверей".
antropogenez.ru

В искусстве палеолита большей частью фигурируют рисунки животных из "меню" первобытных людей – быков, лошадей, оленей (хотя и это не совсем точно: известно, например, что для обитателей Ласко основным "кормовым" животным был северный олень, в то время как на стенах пещеры он встречается в единичных экземплярах). В общем, так или иначе, преобладают промысловые копытные. Шове в этом смысле уникальна обилием изображений хищников – пещерных львов и медведей, а также носорогов. На последних имеет смысл остановиться подробнее. Такого количества носорогов, как в Шове, больше не найдено ни в одной пещере.

wikimedia.org

Шерстистый носорог вымер немного раньше мамонта (по разным источникам от 15-20 до 10 тыс л. н.), и по крайней мере в рисунках мадленского периода (15-10 тыс. л. до н. э.) он почти не встречается. В Шове же мы вообще видим двурогого носорога с более крупными рогами, без всяких следов шерсти. Возможно, это носорог Мерка, живший на юге Европы, но гораздо более редкий, чем его шерстистый сородич. Длина его переднего рога могла составлять до 1,30 м. Словом, чудище было то ещё.

Носорог Мерка.
dino.disneyjazz.net

Для сравнения - прорисовка изображения шерстистого носорога из пещеры Фон-де-Гом:

artyx.ru

Так что путаница исключена: носороги из Шове "голые" все до одного:

donsmaps.com

flickr.com/photos/hdtk04/


Есть предположение, что такие изображения с множественными контурами, наслаивающимися друг на друга, являются своего рода первобытной анимацией. Когда в погружённой во мрак пещере вдоль рисунка быстро водили факелом, носорог "оживал", и для того, чтобы представить себе, какое воздействие это оказывало на пещерных "зрителей", аналогия с "Прибытием поезда" братьев Люмьер может оказаться бледной. Имеются и другие гипотезы на этот счёт. Например, что таким образом изображается в перспективе группа животных. Тем не менее, тот же Херцог в своём фильме придерживается "нашей" версии, а уж ему-то в вопросах "движущихся картинок" можно верить.

Posts from This Journal by “первобытное искусство” Tag

Profile

a_fixx
Алексей Засыпкин

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono