Category: искусство

Category was added automatically. Read all entries about "искусство".

Искусство палеолита. Пещера Ласко

Наскальные рисунки в пещере Ласко (Франция). 18-15 тыс. л. н.


Местонахождение: Франция, департамент Дордонь.
Возраст изображений: 18–15 тыс. л. н.
Дата открытия: 1940.

Пещера Ласко́ (также Ляско, фр. Lascaux) входит в число самых выдающихся памятников пещерного искусства. По драматичности истории открытия она уступает Альтамире, а по древности изображений – Шове, но по количеству и разнообразию рисунков оставляет обеих конкуренток позади, а по известности она, возможно, первая в мире.

[Читать дальше...]Где находится?

Ласко расположена в юго-западной Франции, в долине реки Везе́р, близ городка Монтиньяк на территории департамента Дордонь, который известен множеством обнаруженных стоянок первобытных людей и пещер с наскальными росписями. Знаменитая пещера Кро-Маньон, давшая название людям верхнего палеолита, – тоже отсюда. Дордонь даже заслужила в связи с этим титул "колыбели человечества", но возможно, точнее было бы называть её "детским садом человечества", учитывая, что человек как вид сформировался в Восточной Африке и только оттуда явился в Европу.

1. Департамент Дордонь и пещера Ласко на карте Франции
2. Долина реки Везер (Дордонь, Франция)


Почему так называется?

Название пещеры историческое. Пишут, что оно происходит из окситанского языка, означает "каменистое место", и фамилию Ласко носил дворянский род, владевший местными землями; по-видимому, так называли и саму местность.

Как произошло открытие?

Пещера была открыта случайно: 12 сентября 1940 года четверо юных искателей сокровищ обследовали узкий лаз в склоне холма и действительно нашли клад, только намного более ценный – грот с прекрасно сохранившейся доисторической живописью. Мальчишки сообщили о находке своему школьному учителю, а тот – аббату Анри Брейлю, знатоку первобытного искусства, скрывавшемуся в этих краях от немецкой оккупации. Брейль и стал первым исследователем пещеры. Кстати, именно Брейлю принадлежит идея о сакральном назначении расписанных пещер: «Когда мы посещаем украшенную пещеру, мы проникаем в святилище, где на протяжении тысячелетий разворачивались сакральные церемонии».

Ласко, 1940 г. Учитель местной школы Леон Лаваль, школьники Жак Марсаль и Марсель Равида, первооткрыватели пещеры, расчищают вход в неё. Справа - аббат Анри Брейль (1877-1961), французский священник и археолог, крупнейший специалист по пещерному искусству эпохи палеолита.


Что было потом?

Водить экскурсии в Ласко начали ещё в годы войны, а официально пещера была открыта для посещения в 1948 году и сразу стала одним из самых популярных туристических объектов Франции. То, что сохранялось в первозданном виде тысячелетиями, оказалось возможным разрушить за несколько лет – на полу пещеры появились мхи и лишайники, на стенах и потолке – водоросли и плесень. Чтобы спасти бесценные изображения, в 1963 году государство выкупило пещеру у частного владельца и закрыло её для туристов (часть рисунков, видимо, всё-таки оказалась утрачена). В 1983 году неподалёку от оригинальной пещеры открыли точную копию двух её "залов" – Ласко II. Она построена из бетона на стальном каркасе, а копии изображений сделаны профессиональными художниками с использованием красок, по составу идентичных древним. С 2012 года существует ещё передвижная выставка Ласко III, а в 2016 году в присутствии президента Франции состоялось торжественное открытие точной копии всей пещеры – Ласко IV.

Как устроена Ласко и какие в ней есть изображения?

План пещеры Ласко


Как и позднейшие храмы, первобытные святилища - пещеры - состояли из частей (пространств, зон), различающихся по своему назначению, по степени сакральности и, как следствие, по тем изображениям, которые размещались в той или иной части. Названия "залов" и "галерей" в Ласко, которые для удобства описания предложил Брейль, отчасти также заимствуют терминологию из церковной архитектуры.

Центральная зона – "Зал Быков" (или "Ротонда").

"Зал быков". Вид от входа. Прямо - переход в "Осевой тупик".
www.lascaux.culture.fr


По обеим стенам "Зала быков" тянутся вереницей разномасштабные и накладывающиеся друг на друга изображения животных, создавая впечатление кругового движения. На левой от входа стене движение начинает странный зверь с тупой мордой, отвисшим брюхом и двумя прямыми рогами (его называют "единорогом" или, что логичнее, "двурогом"), перед ним скачут дикие лошади, перекрывающие изображение огромного быка. Три похожих быка идут с правой стороны навстречу.

"Зал быков". Левая стена.
www.lascaux.culture.fr


"Зал быков". Правая стена.
www.lascaux.culture.fr


План основной части пещеры. Изображения "Зала быков".
Рисунок из книги: Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. - СПб., 1997


Роспись идёт по верхней части стен и местами переходит на край потолка. Специалисты спорят, использовались ли для росписи потолка специальные подмостки или просто подножье стен со временем разрушилось, а тогда, тысячелетья назад, оно было достаточно высоким и пологим, чтобы выполнить эти рисунки стоя на нём.

От "Зала Быков" отходят два ответвления. Одно ведёт в "Осевой проход" (или "Осевой тупик").

"Осевой проход". Левая стена.
www.lascaux.culture.fr


"Осевой проход". Правая стена.
www.lascaux.culture.fr


Здесь, в "Осевом проходе", находится самое, пожалуй, растиражированное изображение из Ласко, неизменно попадающее во все издания по мировой истории искусства. Это т. н. "Китайская лошадь", написанная золотистой охрой с чёрной контурной обводкой.

Пещера Ласко. Китайская лошадь
"Китайская лошадь"


Её менее известная соседка по стене не менее прекрасна:

Пещера Ласко. Изображение лошади из Осевого прохода
Изображение лошади из "Осевого прохода"


Другой выход из "Зала быков" продолжает узкий и низкий пятнадцатиметровый проход ("Пассаж"), переходящий в "Неф" и далее в "Львиный тупик" (или "Кошачий лаз").

Пещера Ласко. Голова лошади из Пассажа
Голова лошади из "Пассажа"
www.donsmaps.com


Пещера Ласко. Неф
"Неф"
www.lascaux.culture.fr


Пещера Ласко. Изображение бизонов
Изображение бизонов из "Нефа"
www.lascaux.culture.fr


Но, видимо, самая важная зона в Ласко - это углубление в месте соединения "Пассажа" и "Нефа", названное "Апсидой", которое заканчивается провалом глубиной 6 метров - "Шахтой" (или "Колодцем"). Относительно небольшая "Апсида" (до 5 м в диаметре) просто переполнена рисунками животных и знаками, которые выгравированы, а не нанесены краской, трудноразличимы, к тому же наслаиваются друг на друга.

Пещера Ласко. Изображения из Апсиды. Прорисовка
Изображения из "Апсиды". Прорисовка
Рисунок из книги: Семёнов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. - СПб., 2008


Если "Зал быков" и "Осевой проход" - это "фасад" Ласко для современной публики, разрекламированный в многочисленных репродукциях, то "Апсида" вместе с "Колодцем" в значительной степени от неё скрыта. Как предполагают исследователи, и для самих первобытных посетителей пещеры это была её святая святых. Именно в "Колодце" находится самое таинственное изображение Ласко, т. н. сцена "корриды".

Пещера Ласко. Коррида
"Коррида"
www.lascaux.culture.fr


Эта "фреска" не похожа ни на одно изображение в Ласко, да и во всём палеолитическом искусстве с трудом можно подобрать ей аналогии, хотя мотив драматического столкновения человека с быком (в данном случае - с бизоном) хорошо знаком по более поздней традиции. Уникальность сцены вкупе с её иконографической выразительностью и особо сакральным значением рисунка привлекла, разумеется, повышенное внимание специалистов и породила многочисленные интерпретации, которые стоит подробно рассмотреть в отдельном месте.

Сколько лет всем этим рисункам?

Датировка изображений Ласко проблематична, поскольку большинство из них выполнено окисью марганца (чёрная краска) и окислами железа (жёлтая, оранжевая и красная краски), не поддающимися радиоуглеродному анализу. Поэтому для анализа используют органические объекты, найденные в пещере - древесный уголь из светильника, остатки деревянной палки и др.

На официальном сайте Ласко приводятся следующие сведения. В 1951 г. получена датировка 15,5 тыс. л. н. Позднее получены датировки для отдельных изображений – 17,190 ± 140 л. н. и 16,000 ± 500 л. н. Исследования в 1998 г. и 2002 г. дали датировки между 18,600 и 18,900 л. н.

Что означают эти рисунки и для чего их делали?

Это, наверное, самый интересный и самый трудный вопрос из тех, что связаны с палеолитической живописью. Разрешение его, если оно вообще возможно, находится в сфере совместных усилий археологов, искусствоведов, антропологов, специалистов по мифологии и психологии. Здесь можно отметить, что большинство исследователей, конечно, не устраивают наивные теории о примитивной магии (наподобие того, что первобытные охотники, изображая животных, пронзённых копьями, тем самым "наколдовывали" себе удачу на охоте). Понятно, что мы имеем дело со сложно организованным и целостным комплексом мифо-ритуальных практик. Рассмотрение этой крайне важной темы также уместно вынести за рамки статьи о Ласко, при этом можно отметить, что именно Ласко в силу своей исключительной сохранности даёт богатый материал для поисков в данной области.

Можно ли совершить виртуальный тур в Ласко?

Несколько лет назад такая возможность существовала на сайте Министерства культуры Франции, но сейчас виртуальная экскурсия там недоступна. Хочется надеяться, что это временные технические неполадки, потому что помимо всех прочих удобств такого посещения у него были и существенные преимущества перед "живым" осмотром копии знаменитого памятника. Вот как, например, описывает своё посещение Ласко II археолог Яков Шер, бывавший и в оригинальной пещере:

"При том, что копии <...> абсолютно идентичны оригиналу, восприятие совершенно иное и не в лучшую сторону. Сколько ни просят туристов громко не разговаривать – бесполезно. Одновременно в Ротонде бывает не менее двух групп экскурсантов: одна начинает экскурсию, другая заканчивает. Своды отражают гул толпы и громкие голоса гидов. Все это и, особенно, яркое освещение сразу устраняет впечатление таинственности и ощущение причастности к чему-то сакральному и непостижимому. Тогда я понял, что глубочайшее потрясение, которое я пережил в Ляско-оригинал, было от нескольких факторов. Разумеется, это – прежде всего, фрески, затем – звенящая тишина, прерываемая звуком стекающих капель воды, полумрак, в котором направленный луч фонаря нашего гида высвечивал отдельные росписи, осознание того, что им около 20 тыс. лет, приглушенные голоса специалистов и т. п. Ничего такого в Ляско-2 уже нет и никогда не будет".



Основные источники

Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973.
Семёнов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. - СПб., 2008.
Топоров В. Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитическая эпоха // Ранние формы искусства. - М., 1972.
Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. - СПб., 1997
Шер Я. А. Археология изнутри. Научно-популярные очерки. Кемерово, 2009
Шер Я. А. Первобытное искусство. - Кемерово, 2006.




Всё древнее и древнее: Наскальные рисунки Индонезии

Отпечаток ладони из пещерного комплекса возле г. Марос (о. Сулавеси, Индонезия)
phys.org


Первобытные художники, обитавшие на территории современной Индонезии, громко заявили о себе уже два раза в последние несколько лет. Их творчество было известно и ранее, но применение новых методов датирования принесло неожиданные результаты.

В 2014 году были опубликованы исследования росписей в пещерах Марос на острове Сулавеси. Особенный интерес вызвали два изображения: одно (отпечаток ладони) – из-за своей исключительной древности, другое (рисунок животного, как предполагают, индонезийской свиньи – бабируссы) – из-за своего "технического уровня", сравнимого с "классическими" европейскими образцами из Шове, Ласко или Альтамиры.

Collapse )



Анекдот о победе добра над злом (С. Агранович)

Софья Агранович (1944-2005)
Фольклорист, филолог и литературовед, профессор Самарского государственного университета. Занималась взаимоотношениями фольклора и литературы, мифа и языка, мифологии и психологии.


Фрагмент лекций о фольклоре для психологов (Самарский госуниверситет, предположительно начало 2000-х).

Обновления: серия книг "Новая история искусства"


Обновлён список выложенных книг из серии "Новая история искусства" (СПб.: "Азбука-классика", 2000-2010).

Добавлена книга: Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков. - 2004 (скачать pdf).

Введение в историю искусства (курс лекций, ВШЭ)

Хороший вводный курс по истории искусства от молодых преподавателей из ВШЭ. От Древнего мира до XX века. 68 коротких видео в среднем около 10 минут каждое.


С ютьюба эти лекции периодически удаляют. Здесь их можно скачать с Яндекс Диска.

Страница курса на сайте платформы "Открытое образование".

Серия книг "Новая история искусства"


"Новая история искусства" – проект издательства "Азбука-классика", основанный в 1999 году. Это серия книг по истории мирового изобразительного искусства и архитектуры, написанных известными петербургскими и московскими искусствоведами. Автор проекта – Сергей Даниэль, профессор Европейского университета.

Последнее аналогичное издание на русском языке – "Малая история искусств" – выходило ещё в советский период (с 1970-х гг.) и не могло избежать влияния идеологической цензуры и самоцензуры, а также последствий определённой изолированности отечественного искусствознания от мировых исследований. В предисловии С. Даниэля к выпускам новой серии это аккуратно названо «нивелирующими тенденциями, еще недавно определявшими характер изданий такого рода», и в противоположность им декларируется принцип «относительной свободы авторской интерпретации художественных явлений и событий». "Новая история искусства", таким образом, намеренно уходит от единообразия в научных методах и представлениях. "Если противоречия существуют, не надо делать вид, будто их нет, – такая позиция плодотворнее любого искусственно созданного согласия", – пишет С. Даниэль, и полемика внутри серии действительно завязывается. Так, например, В. Лисовский ("Архитектура эпохи Возрождения") вступает в диалог с А. Степановым ("Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV–XV века") о закономерностях в искусстве и о понятии Возрождения (что это – реальность или умозрительная конструкция), а сам С. Даниэль в своём выпуске "Рококо. От Ватто до Фрагонара" отзывается на атаку нормативной (академической) науки со стороны "актуального" искусствознания, выраженную А. Якимовичем ("Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков").

Collapse )

Юлия Меньшова и Андрей Панин в Школе-студии МХАТ

Андрей Панин поступил в Школу-студию МХАТ с четвёртого раза, Юлия Меньшова - с первого. На видео они в паре выполняют упражнение по сценической речи. Один партнёр занимает произвольное положение за перегородкой, а второй только по его голосу должен угадать это положение.


Фрагмент из учебного фильма "Сценическая речь" (1988)

Выставка "Достоевский. Городу и миру"

Владимир Паршиков. Гефсиманский сад. 2012. Холст, масло. Фрагмент


Выставка "Достоевский. Городу и миру" прошла в Центре искусства и музыки библиотеки им. В. Маяковского в Санкт-Петербурге с 27 июня по 5 июля 2017 года.

В ней приняли участие петербургские художники Хачатур Белый, Борис Борщ, Анаталий Заславский, Полина Заславская, Вероника Леонтьева, Илья Овсянников, Оксана Петрова, Даниил Троянов, Михаил Шапиро, Владимир Паршиков.


Описание от организаторов:

"Работы, вошедшие в экспозицию, отнюдь не иллюстративное обращение к текстам и не прямое цитирование реалий давно ушедшей эпохи — это скорее образы Достоевского, увиденные современными художниками в современном мире. Драматические хитросплетения городских пейзажей и портретов, в которых прочитывается узнанная когда-то и запечатлённая Достоевским в своих литературных произведениях реальность, нашли в нашей экспозиции своё визуальное воплощение".

Отдельно хотелось бы обратить внимание на картины Владимира Паршикова. Его имя, к сожалению, мало известно. Краткая биография есть, например, здесь, а больше, за редкими исключениями, ничего. Одно из таких исключений - сайт "Folio Verso", где выложены репродукции его работ, а также разговор о его живописи между художником Анатолием Заславским (тоже, кстати, участником этой выставки) и культурологом Алексеем Машевским.

"А. М. ...В работах Паршикова мне всё время чудится некая экзистенциальная конкретность. Здесь не прокламируются большие идеи, здесь рассказывается о сильных жизненных впечатлениях, об угадывании судьбы. Причём делается это в высшей степени лаконично. Создаётся очень странное впечатление: при предельном обобщении изображаемого мерещатся какие-то знакомые лично тебе детали.

И когда я впервые был у него в мастерской, меня особенно поразили фигуры на его картинах – масса самых различных фигур, выражение отсутствующего лица которых почему-то безошибочно угадывается. Фигур, которые живут, страдают, любят, надеются. Для меня это – нарисованное бытие, – единственное, что я могу сказать про его персонажей, что они претерпевают некое бытие.
<...>
А. З. В случае с Паршиковым о содержании можно говорить, не впадая в литературщину. Содержательность ему присуща, она его мучает, для ее преодоления он ищет форму. Он научается свое содержание идентифицировать с содержанием цветовых отношений. Это для меня самое интересное в нем. Еще в его картинах есть театральный акцент, – он делает разные сцены: группы людей или один человек – все они пребывают в своеобразном сценическом пространстве. Еще есть герой. Причём очевидно, что это сам автор, что это его Альтер-эго, что это он так себя знает".

Ниже представлены фотографии всех работ с выставки:

Collapse )

Образовательный проект "Google Arts & Culture"

Ян Вермеер. Христос в доме Марфы и Марии. 1654. Фрагмент.
Google Arts & Culture


Google Arts & Culture (бывший Google Art Project) - не только внушительное собрание оцифрованных произведений искусства в очень высоком качестве (Рембрандт, Тициан, Модильяни), но ещё и множество онлайн-выставок и виртуальных туров по музеям и достопримечательностям (Лондонская национальная галерея, Галерея Уффици, Государственная Третьяковская галерея).

Проект начинался с сотрудничества с 17 музеями в 2011 году, но за последние годы чрезвычайно расширился, охватывает уже не только искусство, но и историю, и естествознание и претендует быть чем-то большим, чем просто библиотекой изображений.

Несколько ссылок навскидку:
- 9 онлайн-выставок литературных музеев России;
- мегалитические храмы Мальты;
- онлайн-экспозиция, посвящённая миру живой природы и эволюции человечества.

«Венера Брянская»



К теме: Первобытное искусство


«Венера» из Хотылёво. Ок. 23 тыс. л. н. Бивень мамонта. 5 см.
(Фото: Александр Пахунов / пресс-служба Института археологии РАН)

На верхнепалеолитической стоянке «Хотылёво-2» в Брянской области найдена женская статуэтка из бивня мамонта. Такие фигурки называют "палеолитическими венерами". Подобная находка - сама по себе редкость и большая удача, а уж "венер" такой целости, сохранности и выразительности, как статуэтка из Хотылёво, обнаружено к настоящему времени всего не более трёх десятков.

Руководитель экспедиции Константин Гаврилов сообщает: «Статуэтка в Хотылёво-2 была найдена прошлым летом, во время раскопок нового комплекса, открытого в 2005 г. Для него характерны значительные скопления костей животных, в основном — мамонта. Мы нашли здесь ямы, крупное скопление костного угля, многочисленные пятна охры. Сама статуэтка изображает довольно тучную женщину, но при этом фигурка очень изящна, благодаря своим миниатюрным размерам (около 5 см в длину) и удлинённым пропорциям ног. Достоинства её состоят в художественном совершенстве. Кроме того, надо отметить хорошую сохранность фигурки и ясный археологический контекст. Последнее важно для реконструкции значения этого произведения».

Относительно "венер" вообще К. Гаврилов замечает: «Большинство учёных считает, что это были обрядовые, ритуальные предметы, их изготавливали, а потом либо ломали, либо “хоронили” в специально выкопанных ямах. Поэтому целых “венер” намного меньше, чем обломков: несколько десятков против сотен».

"Брянская Венера", впрочем, найдена не "похороненной", а просто лежащей рядом с костями животных. Традиционно такие фигурки связывают с культом плодородия и деторождения. «Видимо, в данном случае следует говорить о воспроизводстве промысловых животных, о продолжении рода, о благополучии и возрождении мира в целом», - поясняет руководитель экспедиции.

«Венера» из Хотылёво
(Фото: Александр Пахунов / пресс-служба Института археологии РАН)



Источники

http://www.nkj.ru/news/31136/
http://22century.ru/allsorts/47525