Category: литература

Category was added automatically. Read all entries about "литература".

Встречи. Бродский и Мамардашвили



Параллели между поэзией Бродского и философией Мамардашвили интуитивно чувствуются и время от времени встречаются на периферии некоторых статей, но могли бы, наверное, стать и предметом серьёзного исследования. Правда, эта задача из тех, что по плечу только очень крепкому "игроку в бисер". Интерес здесь ещё и в том, что для интеллигентного русскоязычного читателя конца XX – начала XXI века и Бродский – поэт par excellence, и Мамардашвили – философ как он есть, прямой наследник Сократа, оба – такие гигантские фигуры, по которым ещё долго будут равнять современников и потомков, осваивающих те же поприща.

Они и вызревали примерно в одно время, один в Москве, другой в Ленинграде. Ну да, Бродский на десять лет младше, но и стихи начинают писать раньше, чем философствовать.

Collapse )

Проект "Brodsky.online"



"Brodsky.online" - информационно-аналитический портал о жизни и творчестве поэта Иосифа Бродского. Этот проект непосредственно связан с фондом создания музея Бродского в доме Мурузи в Санкт-Петербурге, где жил поэт до 1972 года, и задуман как виртуальная часть будущего музея. История с открытием знаменитых "полутора комнат" для широкой публики тянется ещё с 1999 года, в 2015 году было громко объявлено о решении всех проблем с музеем к юбилею поэта, но этого не произошло, и вот как раз буквально на днях снова появились обнадёживающие новости.

Сам портал существует, насколько можно судить, где-то с декабря 2017 года, и не сказать, чтобы переполнен контентом. Пока он скорее даёт краткое общее представление о Бродском, о главных событиях и местах в его жизни, о круге его знакомых и повлиявших на него людей, такое добротное преддверие экспозиции. Замысел авторов, впрочем, несколько шире:

"«Бродский-онлайн» — площадка для осмысления широкого круга вопросов: от места поэзии в жизни современного человека до нюансов коммунального быта эпохи застоя. Мы не просто расскажем о великом поэте, но и попытаемся найти новый язык осмысления важных вещей, которыми не стоит пренебрегать в бешеном ритме жизни".

из описания проекта

Закладки: Игорь Акимушкин (1929-1993)


1 мая - день рождения Игоря Акимушкина, автора замечательных научно-популярных книг о животных, выходивших начиная с 1960-х. Акимушкина выделяло сочетание профессиональной эрудиции с широкими познаниями в искусстве, истории, мифологии, а также то редкое умение писать книги, одинаково интересные и детям и взрослым.

Главный его труд, сейчас уже настоящая классика, - шеститомная серия «Мир животных», изданная в 1971-1981 гг. и переизданная в четырёх томах в конце 80-х - начале 90-х. Совсем недавно вышло новое переиздание.



Книги (в pdf и djvu)

Мир животных. Млекопитающие, или звери (1988)
Мир животных. Насекомые. Пауки. Домашние животные (1990)
Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные (1992)
Мир животных. Птицы. Рыбы, земноводные и пресмыкающиеся (1995)

Следы невиданных зверей (1961)
Приматы моря (1963)
Куда и как? (1965)
Трагедия диких животных (1965)
Тропою легенд (1965)
Первопоселенцы суши (1972)
Исчезнувший мир (1982)



Ссылки

Заметки об И. Акимушкине на Polit.ru

Образовательный проект "Полка"



"Полка" - образовательный проект о самых важных произведениях русской литературы. Обширные статьи об этих произведениях выстроены в форме ответов на вопросы, начиная с общих ("о чём эта книга?", "когда она написана?", "как она написана?", "что на неё повлияло?", "как она была опубликована?", "как её приняли?", "что было дальше?") и продолжая индивидуальными (так, в статье о "Евгении Онегине" рассказывается о том, зачем читать тома комментариев к "Онегину", или о том, какие сценические и экранные версии «Онегина» наиболее соответствуют оригиналу). Интересно, что на сайте можно задать и свои вопросы. Видимо, если их сочтут достойными, ответы на них тоже будут опубликованы. Статьи на "Полке" снабжены списком источников и дополнительных материалов, что уже становится правилом хорошего тона для просветительских ресурсов. Кроме статей о книгах, входящих в литературный канон, есть ещё раздел "Списки", где в хронологической последовательности прослеживается история русской литературы.

Из интервью с автором проекта Юрием Сапрыкиным:

"Когда очень много времени проводишь в потоке современности, пытаясь еще вертеть головой по сторонам и ловить — дальше следует множество иронических кавычек — актуальные, модные, хайповые вещи, однажды наступает головокружение. Все это просто перестает быть интересным. Точка.

Еще, честно говоря, мне эта так называемая современность во всех ее проявлениях как-то вдруг совсем перестала нравиться, и я сейчас даже не про политику. Мы всё всегда переводим на Путина — дескать, оттого мы так грустны, что у нас Путин. Отчасти это верно, но в определенный момент по всему миру завелся какой-то свой Путин, свой популизм, свои агрессивные и очень эмоционально заряженные силы, которые пытаются отмотать все назад, к воображаемому прошлому, к придуманной ими же архаике. Вокруг, куда ни плюнь, какие-то оскорбленные чувства, кампании гонений по разным поводам. А сверху накладываются технологии, которые позволяют всему этому цвести в невероятных масштабах.

<...> Весь оптимизм нулевых годов — неважно, технологический или общественный, начиная от тезиса «проживем без государства», заканчивая тезисом, что новые технологии дадут нам свободу и независимость, — полностью рухнул. Технологии дают нам зависимость, без государства прожить не получается, как только мы остаемся без него хотя бы на секунду, мы строим в любой конфигурации людей такое же государство, только еще хуже.

И да, наверное, в том числе поэтому из потока современности очень хочется выскочить. Не мне вам рассказывать, что русская литература не худший способ пожить от него в стороне. А может быть, находясь на дистанции, еще и что-то про этот поток понять".

Обновления: серия книг "Новая история искусства"


Обновлён список выложенных книг из серии "Новая история искусства" (СПб.: "Азбука-классика", 2000-2010).

Добавлена книга: Якимович А. К. Новое время. Искусство и культура XVII—XVIII веков. - 2004 (скачать pdf).

В честь кого назван канал Грибоедова?

Баганц Ф. Ф. Петербург. Екатерининский канал. Начало 1860-х годов.


О том, что канал Грибоедова обязан названием не автору "Горя от ума", а некоему инженеру с той же фамилией, я услышал от гида из музея Достоевского. Дескать, инженер заслужил такую память очисткой канала, представлявшего из себя в XIX веке зловонную сточную канаву (и именно так – канавой – он именуется в "Преступлении и наказании"). Преподнесено это было гидом именно как факт, а не предположение или легенда. Факт, однако, оказался в том, что такая версия действительно бытует1, но всё-таки проходит по разряду городских легенд и практически ничем не подтверждается.

Collapse )

Заметки об «Игре престолов». Правила «Игры»

Начало здесь.
Кадр из заставки сериала "Игра престолов". Винтерфелл - оплот более или менее "хороших".


Как вид художественного произведения, сериал, и телевизионный, и литературный, если предполагать в нём не одну только развлекательность, с самого начала ставит важную проблему восприятия: как рассматривать часть художественного целого в отсутствие самого целого? Что касается "Игры престолов", то на сегодняшний день ни сам телесериал, ни его литературный источник – "Песнь Льда и Пламени" Джорджа Мартина – не завершены. Кинокритик Антон Долин свою статью в "Афише" об "Игре престолов" начал именно с этого вопроса и привёл такое сравнение: "Когда кто-то оценивает отдельную серию или сезон, не посмотрев дальнейшие, это так же странно, как делать выводы на основе третьего тома «Войны и мира» или второго — «Тихого Дона»". Самому А. Долину, тем не менее, писать о «Престолах» приходится.

Проблема эта не принадлежит исключительно современной сериальной продукции. Другой вопрос, осознавалась ли она как таковая, например, в XIX веке, когда романы и поэмы часто издавались по частям, по мере написания, и публикации могли растягиваться на годы, как сейчас съёмки и показ сериалов. Так или иначе, читатели «Евгения Онегина», «Войны и мира», «Кому на Руси жить хорошо» были не в лучшем положении по сравнению с нынешними поклонниками Мартина.

Collapse )

Искусство в режиме "лайт"? О сериалах и о фэнтези

Кадр из сериала "Игра престолов"


С телесериалами как форматом и с фэнтези как жанром в чём-то похожая история. По культурно-историческим меркам это явления относительно недавние, принадлежащие XX веку, но при этом и совсем новоиспечёнными их не назовёшь, они успели претерпеть определённую эволюцию. До недавнего времени их сравнивали с фаст-фудом или жвачкой и за пределами фанатского круга к ним в целом не принято было относиться серьёзно, но при этом значимость отдельных образцов признавала даже высокая публика. У фэнтези есть свои классики – Толкин, Льюис, Желязны. К телесериалам охотнее применяют слово "культовый", чем "классический", хотя единого "культа" пока не сложилось: здесь, как в Древней Греции, в разных местах и в разное время почитают разных богов, и кстати, как и в Греции, "религиозных войн" на такой почве не происходит – поклонники "Твин Пикса" и "Друзей" вряд ли сойдутся в рукопашной.

Не случайна оговорка о «недавнем времени», поскольку трудно не заметить тот интерес к фэнтези и сериалам, который всё больше проявляют учёные, писатели, публицисты и просто мыслящие люди. О сериалах спорят, их изучают. Одни называют их «новой драмой, новым кино и даже новым романом», «ключевой культурной формой современности». Другие по-прежнему считают их вторым сортом и «"параллельной реальностью", отвлекающей зрителя от насущных проблем», но сами украдкой всё же посматривают "Во все тяжкие". В 2008 году журнал «Искусство кино» устраивал круглый стол на тему «Погубят ли телевизионные фильмы российскую киноиндустрию?», на котором высказывались привычные мнения такого, например, рода: «…Что касается культурного пространства – тут ничего общего у сериалов и большого кино нет. Только сходные инструменты – камера, актёр, режиссёр… Даже зрителя нет общего. Кто смотрит сериал, тот не ходит в кинотеатр… Так что это абсолютно разные вещи, и сопоставлять их в культурном пространстве – большое заблуждение…», – но там же звучали и другие голоса: «…Сама оппозиция «сериал – фильм» сегодня уже не работает. Действует другая: «история – аттракцион», и… аттракцион сегодня медленно, но верно душит историю». Вот эта идея о борьбе "аттракциона" с "историей", она кажется плодотворной, она продолжает витать в воздухе и сейчас: пишут о том, что фильмы-аттракционы с гигантскими бюджетами и гонкой спецэффектов вытесняют с большого экрана умное, авторское кино, кино "людей, историй, опытов и чувств", и это кино уходит на телевидение и уходит в сериалы. Примерно о том же говорят Лукас и Спилберг.

Collapse )

Закладки: Алексей Машевский, культуролог, поэт

© "Открытый университет". 2016

Моё знакомство с лекциями петербуржского поэта и эссеиста Алексея Машевского по европейской литературе (а фактически – по духовному воспитанию через литературу) произошло в 2011 году, и этому знакомству я очень многим обязан. С тех пор известное количество воды утекло, и то, что раньше могло просто ученически восприниматься, вызывает всё больше вопросов и даже возражений, что по-своему подтверждает ценность пройденного пути.

Культурно-просветительская деятельность А. Машевского включает организацию нескольких курсов лекций и культурных поездок, с 2014 года объединённых в проект "Нефиктивное образование", а также руководство сетевым литературно-художественным проектом "Folio Verso" и литературной студией при Доме писателя (с 2017 года она, правда, собирается уже без него, но сохраняет имя А. Машевского в названии). Представление о мировоззренческих основаниях этой деятельности, её целях и задачах, лучше всего, думаю, может дать открытое письмо, адресованное читателям "Folio Verso". Приведу лишь несколько выдержек из него:

Collapse )
С чего начать знакомство?

Статьи:
"Человек в поле культуры"
"О духовности и её типах"
"О расчеловечивании"
Видеозапись лекции "Искусство как духовное, контекстуальное явление. Феномен духовности как рефлективно-смысловой установки поведения человека"

Ссылки

Образовательный проект А. Машевского "Нефиктивное образование" (группа в "ВК", канал на YouTube)
Литературно-художественный проект "Folio Verso"
Лекции на Lektorium.tv (видео)
Лекции по истории русской поэзии (аудио)
Лекции по истории менталитета (аудио)

Сборник эссе, статей, дневниковых записей А. Машевского "В поисках реальности"
А. Машевский в "Журнальном зале"

* * *

Когда закинешь невод в третий раз
И посмеётся золотой карась,
Танцуя в мирных во́лнах рядом с сетью,

Достанет ли хотя бы на ерша
Твоей надежды, сирая душа,
В обманчиво густом, безрыбном свете?

Куда ушла вся рыба из морей?
Истаивают лодки рыбарей,
И рябь не дрогнет под закатным солнцем.

Всё тише, лучше всё, смотри, старик,
Уносит чайка свой печальный крик.
В корыте дня – воды́ на самом донце.

Но кажется, бездонна благодать.
Ни дома, ни старухи не видать.
Свисает ночь холодными клоками.

Как будто тьма земная вышла вся.
Чешуйки золотого карася
Ясны, как день. Бери его руками.